Поиск по сайту

17 Ноября 2016

Итальянские хроники живописи и доброты


Мне нравится!

Уже не первый день на площадках Объединенного музея писателей Урала в рамках международного проекта «Хроники Нарнии» проходят благотворительные инклюзивные мастер-классы по живописи для детей от итальянских художников Альваро Капони и Стефано Панначчи. На одном из них, в литературно-мемориальном доме-музее Д.Н. Мамина-Сибиряка, мы и побывали.

В числе юных гостей «итальянской мастерской», разместившейся в одном из экспозиционных залов музея, где по 10 декабря выставлены живописные «Хроники Нарнии», как учащиеся детских школ искусств, так и воспитанники коррекционной школы-интерната, а так же дети и подростки с расстройствами аутистического спектра, пришедшие в сопровождении своих родителей. География желающих прикоснуться к прекрасному самая широкая: Екатеринбург, Среднеуральск, Ачит, Бисерть. И если для одних ребят этот опыт – часть профессионального обучения, сродни дополнительному факультативному занятию в приятной обстановке, в присутствии признанных мастеров живописи, то для других возможность рисовать в такой большой компании людей подобна непростому, но интересному акту арт-терапии или даже радостной игре.

Еще в приветственном слове к уральским ребятишкам Альваро Капони и Стефано Панначчи как раз отметили, что рисование следует воспринимать как игру. У каждой игры, как известно, есть свои правила: всех, кто нечасто оставался один на один с акварельными красками, бумагой и кисточками, итальянские мастера обучают  некоторым технически приемам – например, тому, что перед нанесением изображения на холст тот надо вдоль и поперек пропитать водой. Стоит заметить, что в красочную игру, давая волю своей фантазии, нет-нет да и пускаются, помимо детей и подростков, взрослые. Это, впрочем, немудрено, ведь, как считает Альваро Капони, «В душе каждого из нас живет самый обыкновенный ребенок, который всегда стремится к игре, к высвобождению, а лучший способ освободиться – дать волю своим внутренним эмоциям, ощущениям, – это акт творчества, какой бы то ни было».

Оба маэстро не только наблюдают за игрой, но и непосредственно участвуют в ней. Пока первый возле одной группы посвященных в таинство живописи эмоционально отмечает достоинства картин и легкую руку ее авторов, попутно давая ценные профессиональные советы, второй терпеливо помогает оживать картинам менее опытных художников. И наоборот. И если для понимания оценки творческого успеха, профрекомендаций требуется перевод – с ним в лучших традициях доброй феи справляется лучезарная Ольга Евдокимова, куратор всего проекта,  то на синергию художественного контакта  трудности перевода не влияют почти вовсе. Можно завороженно наблюдать за тем сильная рука Стефано Панначчи, сжимая по-отечески маленькую мальчишескую ручку, выводит кисточкой яркие и аппетитные сладости на белом листе, или за тем, как опытным движением кисти Альваро Капони помогает барышне превратить черную кляксу в парящую в небе чайку. Нельзя не умилиться, когда видишь настоящие, а не только живописные, фокусы Капони, от которых заходятся в смехе даже видавшие виды взрослые или живую, неуемную реакцию девочки-колясочницы, когда сеньор Панначчи восхищенно признается ей в любви, увидев ее картину. В общей творческой, доброжелательной атмосфере преображается, кажется, всё и все. Лица хныкавших и зажатых малышей расцветают улыбками и уверенностью, а листы белого ватмана населятся чудесными видами и образами. Цветы, разве что не благоухающие, ярчайшие и нежнейшие пейзажи, дарящие то умиротворенность, то неуемную энергию, удивительные герои и сказочные животные, сочные фрукты и абстрактные увертюры – чего только не выходит из-под рук участников поистине яркого, доброго творческого эксперимента! Стоит ли говорить, что игра удалась?!

Для многих ребят с особенностями развития и здоровья, посетивших «итальянские уроки прекрасного», сама возможность выйти в люди, прикоснуться к живописному искусству, возможность выразить свою личность посредством него, а в дополнение получить еще хорошее настроение, подарки и памятный диплом с автографами – событие «из ряда вон». Если для самих художников, по их признанию, каждая подобная встреча с уральскими детьми – праздник, то что уж говорить о самих «виновниках торжества». Помощь в рисовании – одно, а помощь в том, чтобы позволить миру увидеть тебя настоящего, разглядеть тебя, понять, что ты чувствуешь здесь и сейчас, – другое.  И то, и то тандему Капони/Панначчи плюс тем, кто им помогал, удалось на славу. Итальянский призыв «Aiutami»/ «Помоги мне», ставший рефреном всех мастер-классов, приобретал, таким образом, куда более широкий смысл. Он был услышан – на радость детям и взрослым, а от потока искренних «Grazie!» не одно сердце оказалось согрето – и это главное.

Автор: Светлана Кузнецова

Фотографии предоставлены Объединенным музеем писателей Урала

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры