Поиск по сайту

30 Октября 2020

Люди добрые – люди живые

О документальном спектакле, посвященном некоммерческим фондам


Автор: Елена Азанова Автор: Елена Азанова
Фото: Макс Субботин Фото: Макс Субботин
Мне нравится!

28 октября в кино-конференц-зале Ельцин Центра московский Театр сторителлинга Константина Кожевникова показал документальный спектакль «Люди добрые». В его основе – личные истории создателей некоммерческих организаций, которые пытаются – нет, не устранить проблемы нашего общества, но поставить неудобные вопросы, помочь, организовать, изменить… Что остается в подтексте и за скобками добрых дел? Какова оборотная сторона работы благотворителей?

Спектакль «Люди добрые» – идея Агентства социальной информации, которую поддержал грантом Благотворительный фонд Владимира Потанина «НКО-профи». Театр сторителлинга Константина Кожевникова показал его до пандемии всего несколько раз. Нестоличный, екатеринбургский, зритель увидел постановку только в минувшую среду, буквально сразу после выхода на экраны кинопремьеры «Доктор Лиза» режиссера Оксаны Карас. И конечно, эти художественные высказывания рифмуются. Более того, они оба являются свидетельствами той степени социальной напряженности, когда надежда только на «человека доброго – в каждом» (эти слова вынесены в эпиграф к спектаклю «Люди добрые»).

Колокол Джона Донна в последние месяцы, действительно, не умолкает. Вновь обострившаяся ситуация с заболеваемостью и растущая смертность от COVID-19, закрытие границ, падение рубля – рост цен, война и конфликты в соседних государствах. На этом фоне – дело историка, руководителя карельского общества «Мемориал» Юрия Дмитриева, самосожжение журналиста и общественницы Ирины Славиной, открытое письмо создателя благотворительного фонда, артиста Константина Хабенского президенту РФ об отсутствии в больницах лекарств для онкобольных детей…  В таком информационном контексте важно не только рассказывать о поступках людей, которые не опускают рук (фильм «Доктор Лиза» об этом). Необходимо понимание, каких усилий настоящие поступки требуют, кто их совершает и во имя чего. Спектакль «Люди добрые» делает попытку ответить на эти вопросы.

Пьеса Елены Носовой создана на основе интервью с теми, чьи имена широкой аудитории неизвестны. Среди них – директор благотворительной организации помощи бездомным «Ночлежка» Григорий Свердлин. Он бросил многолетнюю удобную и хорошо оплачиваемую работу в банке, потому что понял: его жизнь проходит впустую. Сегодня его «Ночлежка» – это приюты, реабилитационные и консультационные центры, пункты обогрева при минусовой температуре в Москве и Санкт-Петербурге. Одна из самых резонансных акций этой организации – «Дома бездомных»: волонтеры развешивали на жилых домах Петербурга 100 картонных табличек, рассказывающих о бездомных людях, которые в разные годы в них жили. Были они такого содержания: «В подвале этого дома в 2009-2010 гг. жил Петров Иван Витальевич, бывший учитель русского языка», «На чердаке этого дома в 2005-2007 гг. жила Севастьянова Маргарита Васильевна, в прошлом детский врач»…

Другая потрясающая история – о председателе Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Розе Денис. 20 лет назад она приехала в нашу страну из Чикаго и осталась здесь жить, чтобы изменить отношение нашего общества к русским людям с инвалидностью, воплощать инклюзивные проекты, решать вопросы доступной среды.

В спектакле «Люди добрые» голоса и истории этих и других героев перемешаны, и на первый взгляд их монологи, которые озвучивают артисты Театра сторителлинга Константина Кожевникова, между собой не связаны. Елена Носова положила в основу сборки материала тонкое психологическое наблюдение: каждый герой, каждый создатель НКО настолько погружен в своё дело, настолько болен им, что каждый раз в словах другого слышит продолжение своих мыслей.

Но есть моменты, когда говорящие друг друга понимают безусловно. И эти пересечения личных историй – самые сильные по воздействию на зрителя, потому что они показывают обратную, негероическую сторону подвига, то, что остается за скобками, когда говорят о добрых поступках. «Мы ничего не можем своей работой изменить. Мы можем только говорить правду/делать маленькие шаги», – признаются они разными словами в своем бессилии. «Привыкнуть к боли, потере человека/к равнодушию людей невозможно», – уверены они, и каждый рассказывает о своих способах борьбы с выгоранием: одна не выдержала вечной нищеты и гонки и сдалась – передала свое детище в хорошие руки; другая периодически сидит на антидепрессантах, третий ввел график работы фонда и каждому члену организации утвердил зарплату.

Артистам удается с помощью скупых актерских средств – иностранного акцента, интонации, манеры держаться – сделать наброски портретов своих героев. Благодаря Екатерине Юдиной мы видим Розу Денис хрупкой и трогательной, а куратора программ Международного «Мемориала» Александру Поливанову – твердой и способной постоять за свои убеждения. Руководитель противопожарного отдела Greenpeace России Григорий Куксин в исполнении Константина Кожевникова вызывает добрую улыбку, а директор пензенского благотворительного фонда «Гражданский союз» Олег Шарипков – уважение за разумный и при этом человечный подход к делу.

Найдены интересные решения художником Лёшей Лобановым. Когда Евгений Пеккер рассказывает историю Григория Свердлина о колясочнике, которого он был вынужден выгнать из приюта и до сих пор не может себе этого простить, на экране появляются нарисованные часы и уличный термометр. Артист Илья Дудочкин на проекторе передвигает стрелки и стирает столбик: наступает ночь, температура падает всё ниже. Где же скитается несчастный?

В финале спектакля все артисты выходят на авансцену и произносят, видимо, программные для создателей современных НКО слова: «зачем нам общество, если каждый за себя», «нужно снижать пафос по отношению к фондам», «не надо накручивать над благотворителями нимбы», «волонтерство – это возможность сделать стены казенных учреждений прозрачными», «должны быть удовлетворены витальные потребности человека, который работает в фонде». Все эти подробности помогают сформировать у зрителей объемный собирательный образ человека, меняющего сегодня мир. Да, неоднозначный, но живой.

 

Однако драматургу и режиссерам Константину Кожевникову и Олегу Куксовскому нужен другой масштаб. Они вписали истории живых людей в контекст традиционного отношения к нищим и больным людям в российской и мировой истории. Спектакль открывают изображения человечков на берестяных грамотах, цитаты из древних историков и Василия Ключевского, выведенные с помощью проектора на экран. Между монологами артисты зачитывают интересные факты о газете «Инвалид», которая выходила несколько лет после окончания войны 1812 года. Между прочим, с ее помощью удалось собрать значительные средства на лечение героев, получивших серьезные ранения на полях сражений. Звучат цитаты из письма благотворителя Николая Коробова Антону Павловичу Чехову, где он просит у друга денег на содержание приюта и размещения заметки в газете.

Какого эффекта создатели спектакля хотели достичь с помощью этих любопытных документальных свидетельств? Показать, что на самом деле в России «люди добрые!» (с восклицательным знаком, а не с протянутой рукой)? Не избыточен ли этот контент? Не уводит ли нас разговор о благотворительности как явлении от главного – истории о людях, которым во времена великой депрессии – 2020 необходимо находить дополнительные опоры и новые ресурсы, объединять усилия, чтобы освещать людям путь своим милосердием и любовью?

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры