Поиск по сайту

02 Ноября 2015

Разговор на языке танца и искусство на кончиках пальцев


Мне нравится!

IX научно-практическая конференция «АртЕкатеринбург – 2015» завершилась серией мастер-классов. Педагоги и работники культуры делились с коллегами своим опытом по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Субботним утром в классах Театра балета «Щелкунчик» знакомились с искусством танцевальной импровизации, изучали Каслинский чугунный павильон с завязанными глазами, передавали друг другу деревянные шарики и рисовали акварелью.

Ажиотаж, с которым участники конференции приняли участие в мастер-классах, стал сюрпризом даже для организаторов: к столам регистрации выстроились длинные очереди, а в залах не было свободного места. Больше всего участников собрал, пожалуй, герой прошедшего дня ― театр движения «ЛИК» во главе с руководителем Лилией Севастьяновой, которая провела мастер-класс «Пластическая импровизация ― универсальный язык в работе с людьми разных видов инвалидности».

«Правая ладошка полетела ― и потянула за собой все тело. Старайтесь делать движение в бесконечность», ― инструктирует Лилия. Покинуть позиции наблюдателей никто из участников конференции не решился ― все задания выполняли артисты труппы. Довольно простые, но полезные упражнения Лилия сопровождала полезными комментариями, объясняя слушателям, почему позвоночник должен быть вытянут, а мышцы ― расслаблены, почему движение должно рождаться в теле, а не в голове, и почему с партнером нужно работать как одно целое.

Участники мастер-класса, не отрываясь, наблюдали, как из элементарных упражнений начали проявляться наброски танцевальных движений. Но настоящий танец начал рождаться, когда партнеры начали работать вместе. Казалось, ребята, наконец, очутились в своей стихии и забыли обо всем вокруг. Но и здесь Лилия продолжала четко следить ― не за тем, правильно или неправильно выполняются движения, а за тем, наполняют ли их смыслом артисты: «Не может быть пустых движений ― не делайте холостых жестов!» В сущности, на этом и построена вся работа Лилии не только как хореографа, но и как педагога: научить своих подопечных наполнять содержанием любую форму, ничего не делать зря.

Время на мастер-классе Лилии пролетело незаметно, и слушатели, еще не успев переключиться с танцевальной импровизации, поспешили на презентацию проекта Екатеринбургского музея изобразительных искусств «Искусство на кончиках пальцев».

Пяти смельчакам, вызвавшимся испробовать проект на себе, первым делом… завязали глаза. «Искусство на кончиках пальцев» знакомит с музеем слепых и слабовидящих детей, и кураторы Римма Садыкова и Ирина Грибинец решили погрузить своих испытуемых в ситуацию, когда мир познается в основном при помощи тактильных и слуховых ощущений. Участники повертели в руках чугунную тарелку, пощупали голову одного их кураторов, провели ладонью по кусочку красного бархата и изучили уменьшенную модель павильона. Все это ― чтобы получить максимальное представление о материале, из которого сделан музейный объект, его высоте и форме.

Пока испытуемые изучали предметы, работники музея рассказывали о происхождении названия, истории павильона и легенды об изображенных на его стенах персонажах ―драконах и птицах. И, конечно, задавали вопросы, после чего признались, что таких умных «детей» проект еще не видывал.

А вот у самих участников впечатления сложились не столь однозначные. Кто-то признался, что чувствовал себя очень некомфортно и даже пожалел, что принял участие. А кому-то, несмотря на прекрасное знание Каслинского павильона, все же удалось открыть для себя что-то новое. Но самое, пожалуй, важное ― многие поняли, что мир незрячих людей ничуть не менее богат ощущениями, чем весь остальной мир, ощутили, как, за неимением зрения, обостряются все остальные чувства.

Третьими на паркет вышли выпускники группы учащихся с нарушениями интеллектуального развития Екатеринбургской детской школы №4 «АртСозвездие» во главе с педагогом Яной Куренновой. Группа быстро обросла несколькими желающими испытать программу на себе и быстренько замкнулась в круг, а прочим оставалось лишь наблюдать, как ребята ритмично маршируют, нараспев читают стихи и передают по кругу деревянные шарики. И далеко не всем удавалось выполнять задания так же успешно, как ребятам из «АртСозвездия». Зато, увидев, как Валере из «ЛИКа» удалось удержать на голове медную палку, одна из учениц счастливо и звонко воскликнула «Молодец!».

«К концу занятия на голове должна появиться воображаемая корона», — улыбнулась в финале мастер-класса Яна. И, судя по улыбкам на лицах участников, ― появилась…

 

Автор: Дарья Мичурина

Фото: Георгий Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга