Поиск по сайту

26 Января 2016

Инклюзия: научно-творческий подход


Мне нравится!

Вчера, 25 января, в Театре балета «Щелкунчик» начала свою работу Всероссийская научно-практическая конференция «Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы реализации», организованная при поддержке Управления культуры Администрации города Екатеринбурга.

Началась конференция не привычным официальным открытием, а театрализованным действом: актеры театра «Алые паруса» представили спектакль «Русская народная почта» по пьесе Олега Богаева. Тем самым они задали формат конференции: с одной стороны, это серьезный разговор, с другой – творческий процесс. Деловая часть программы предполагала занятия в секциях, мастер-классы, научные выступления, круглые столы. Проблемы инклюзии нуждаются в неформальном подходе. Его демонстрировали выставка художественных работ детей с ограниченными возможностями здоровья, спектакли, грандиозный концерт, в котором приняли участие как обычные ребята, так и воспитанники с ОВЗ.

Как пояснил главный организатор конференции, заслуженный работник культуры России, директор Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие», руководитель Городского ресурсного центра по направлению «Арт-педагогика» Владимир Бутаков, нынешнее мероприятие  – своеобразное продолжение городской научно-практической конференции «АртЕкатеринбург — 2015», посвященной проблемам культуры, ее социальной ответственности перед людьми с ограниченными возможностями здоровья. Но если октябрьская конференция  предполагала обсуждение широкого круга вопросов и форм работы с такими детьми, то «Культура инклюзии» посвящена именно проблемам обучения и воспитания, программно-методическому обеспечению, формам и методам работы, возможностям арт-терапии.

«Так сложилось, что Екатеринбург признан передовым рубежом в работе с людьми с ОВЗ: с 1999 года в городских общественных, в том числе образовательных, организациях начались первые подвижки в этом направлении, — пояснил Владимир Бутаков. — У нас уже накоплен более чем пятнадцатилетний опыт работы. Но каждый процесс обучения стоит на трех китах: кадры, материальная база и программно-методическое обеспечение. Если материальная база у нас есть, то два остальных – и кадры, и тем более программно-методическое обеспечение находится на начальной стадии формирования. Это существенный недостаток».

Чтобы решить наиболее острые вопросы современного инклюзивного образования, в работу конференции включились ученые, педагоги и специалисты образовательных учреждений, учреждений культуры, общественных организаций и объединений не только из Екатеринбурга, но и Санкт-Петербурга, Твери, Новоуральска, Нижнего Тагила, Ревды, города Советский Ханты-Мансийского автономного округа, Омска, Ульяновска, Новосибирска, Югорска.

Первый день конференции был отведен на пленарное заседание, посвященное раскрытию сущности инклюзивного образования, актуальным инклюзивным практикам, проблемам их программного обеспечения и средствам реализации. Открыл заседание доклад кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Института педагогики и психологии детства  Уральского государственного педагогического университета Татьяны Дороховой на тему «Аксиологические предпосылки развития инклюзивного образования в России». Автор пояснила, почему на сегодняшний день столь остро стоит проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, почему возникла необходимость преобразовывать и саму систему образования, и нормативно-правовую базу, на которую она опирается.

О том, какие проблемы наиболее остро стоят сегодня в инклюзивной практике, поведала кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета Галина Зак (доклад «Современная инклюзивная практика: актуальные проблемы и приоритетные задачи»).

Опытом развития арт-педагогики в Твери поделился гость конференции из Тверского государственного университета: заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, профессор, директор НОЦ Арт-педагогики Владимир Анисимов прочитал доклад «Арт-педагогические основы построения авторских инклюзивных программ в системе образования». А санкт-петербургский опыт социально-культурных программ раскрылся в докладе кандидата педагогических наук, председателя Совета Центра развития «АНИМА» Александра Иванова (доклад «Социально-культурная программа как средство реабилитации и развития молодых людей с ОВЗ, поддержки и интеграции их семей в активную жизнь общества»).

Во второй половине дня к работе приступили секции «Социокультурные практики в работе с детьми с ОВЗ» и «Инклюзия в современном образовании», состоялся круглый стол «Проблемы создания инклюзивной среды в ДОУ для детей с ОВЗ», а завершила день презентация творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Здравствуй, Человек!».

Автор: Дарья Мичурина

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Кочурова Нина Александровна, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» / 27 Января 2016 в 13:38

Конференция  уже 2 дня назад, как завершилась, а  в душе - ощущение праздника! За два дня конференции накопилось столько положительных эмоций, полезной информации, встреч  с приятными, близкими по духу людьми, что удерживать все это в себе непозволительно - надо поделиться этим  с Вами, организаторами этого праздника!


Хочу сказать  БОЛЬШОЕ СПАСИБО за все: начиная  уже с первых шагов, с переписки с Вами ощущалась четко отработанная  организация (задачи, сроки, обратная связь…). На самой конференции: комфортные условия работы, интересные доклады, общение, живые мастер-классы, хороший уровень концертной программы. Я участвовала  в 2-х секциях и то, как Владимир Петрович (Анисимов, г. Тверь) душевно, уважительно к выступающим вел работу секции, чувствовалось уважение к каждому и высокая внутренняя культура  ведущего .


А на семинар , который вели Владимир Петрович и Александр Аркадьевич был такой поток творчества (и тут же можно было приобрести сразу что-то ценное, стать обладателем понравившейся информации!).


 Слова Владимира Петровича заставили  по-другому  взглянуть  на жизненные вопросы. Все это так ценно! Было видно, что  с нами  от души делились  своим опытом высокие профессионалы!


У меня  за плечами почти 20-летний стаж работы в музыкальной, музыкально-хоровой  школах - это область культуры, а последние 8 лет я работаю в области  коррекционного образования. И хотя и там и там  я называюсь учителем музыки, но по сути -это две разные профессии! Часто сталкиваюсь с тем, что мои сегодняшние коллеги-педагоги, не музыканты, меня просто не понимают, потому что они больше в учебном процессе  с учеником идут от логики и разговорной деятельности, а мы работаем на других струнах души ученика. К чему я  все это (?) - к тому, что попав  на конференцию, я почувствовала себя в семье родственных душ!


Я  за то, чтобы такие конференции были постоянными, чтобы можно было поучиться новому, напитаться душой, коллективными  усилиями поднять  на ступень выше насущные вопросы. 


У "АртСозвездия"- крепкая, профессионально работающая команда!


Было бы неплохо создать некую БАЗУ ДАННЫХ по материалам конференции, чтобы  можно было в удобное для каждого время  вернуться к информации, услышанной на конференции и поразмыслить над ней. Учебно-методический  комплекс, созданный  ими - прекрасный материал  в помощь учителю!

Елена! / 05 Мая 2017 в 23:00

Конференция по представленным материалам в сети-интернет, прошла на очень высоком уровне. Достаточно много мне рассказали мои коллеги, участники конференции. Благодарю организаторов и настоящих эктузиастов своего дела - преподавателей и руководителей АртСозвездия за продуктивную и высокопрофессиональную работу. Надеемся с вами вновь встретиться в рамках нового проекта. Я считаю, что ЕДШИ № 4 АртСозвездие в Екатеринбурге является не только основателем Арт-педагогики в системе ДШИ, но и лидером по работе с особыми детьми в данном направлении.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга