Поиск по сайту

10 Ноября 2016

Бесконечно толерантное пространство для всех


Мне нравится!

9 ноября в муниципальном театре балета «Щелкунчик» стартовала II Всероссийская открытая научно-практическая конференция «Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства». В первый день гости побывали на пленарном заседании, где были поставлены главные вопросы по теме, а затем посмотрели очень эмоциональный инклюзивный концерт, подготовленный ребятами творческих коллективов и школ города.

В рамках пленарного заседания обозначились основные особенности и проблемы создания инклюзивного пространства: что уже достигнуто, какая есть нормативная база у руководителей культурных учреждений, с какими сложностями придется столкнуться.

Начать свой рассказ о том, что мы услышали и увидели в этот день, мы решили не в хронологии, а с понимания, что такое инклюзия и инклюзивное пространство «из первых уст». Олег Борисович Колпащиков, президент автономной некоммерческой организации «Белая трость», задал аудитории один из важных вопросов, который должен задавать себе каждый человек, вступающий на путь инклюзии любого уровня (от подготовки отдельного мероприятия до руководства инклюзивным учреждением): «Для чего нужны люди с инвалидностью в проекте?» По словам докладчика, должен быть только один ответ: чтобы на правах полноценных и незаменимых участников создавать этот проект. Инклюзия – взаимодействие разных социальных структур, результат этого взаимодействия должен быть всегда в виде ценного продукта. Если убрать людей с ограниченными возможностями здоровья из такого взаимодействия, то качество конечного продукта должно упасть. Если проект отвечает этому признаку, мы имеем дело с настоящей инклюзией. Взаимодействие без общего продукта, созданного совместными усилиями, – это просто толерантное сожительство разных социальных структур.

Инклюзивное пространство – это не только удобная и физически комфортная для всех среда. Это место и время, где создается контекст для самореализации, когда любой человек начинает чувствовать себя человеком, и созданы все условия для его развития. Инклюзивные мероприятия не для инвалидов, они для людей, для всех людей. Инклюзия – это не «для людей с ОВЗ», инклюзия – это «вместе с людьми с ОВЗ». Людям, которые не могут принять даже толерантное сожительство с другими людьми, необходимо понять, что парадигма «зачем мне эти инвалиды» (тут может быть любая другая социальная категория) заразительна, и она легко превращается в «зачем мне армяне?» (тут может быть любая другая национальность), «зачем мне деятели культуры?» (тут может быть любая другая сфера деятельности). А чем заканчиваются такие вопросы, в истории человечества уже достаточно много примеров.


Открыли с приветственным словом конференцию представители городской администрации. Евгений Вадимович Ройзман, Глава Екатеринбурга и председатель Екатеринбургской городской думы, начал свое выступление со стихов Дмитрия Кедрина:

Был слеп Гомер, и глух Бетховен,
И Демосфен косноязык.
Но кто поднялся с ними вровень,
Кто к музам, как они, привык?
Так что ж педант, насупясь, пишет,
Что творчество лишь тем дано,
Кто остро видит, тонко слышит,
Умеет говорить красно?

Он проговорил, что люди с ОВЗ остаются один на один со своими проблемами и совсем не включены в жизнь общества. Еще одна сложность в том, что государство недостаточно вкладывается в реабилитацию и предоставление возможности жить активной жизнью людям с ОВЗ, а «скупой платит дважды».


Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам социальной политики Михаил Матвеев отметил актуальность проблемы для всех и то, что городское сообщество сейчас инициативно. Он отметил вклад города: вот уже несколько лет ни одно учреждение после реконструкции или строительства не может быть принято, если не прошло согласования по доступности среды для людей с ОВЗ.

И на брифинге, и на открытии пленарного заседания Татьяна Львовна Ярошевская, начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга, подчеркивала, что все люди имеют право жить полной жизнью, а преодоление бытовых трудностей – передвижения по городу, возможности посетить то или иное заведение – не должно занимать много жизненной энергии. В том, чтобы организовать удобное пространство, которое бы способствовало интеграции всех людей, сейчас заинтересовано много общественных, благотворительных организаций, родителей, просто активных горожан. Теперь эта заинтересованность должна быть оформлена официально с поддержкой государства, методически обоснована. Культура откликается на это одной из первых: «Культура – это сфера чувствования: музыка научила нас слушать и слышать, чувствовать малейшие вибрации, искусство научило нас смотреть и видеть, видеть более внимательно этот мир, в театре нас научили коммуникации, меняться и демонстрировать свои способности миру, – сказала, открывая пленарное заседание, Татьяна Львовна. – Поэтому сегодняшняя профессиональная площадка – это большой шаг навстречу друг другу: профессионалов, общества и людей с ограниченными возможностями здоровья. Я хочу сказать слова благодарности тем, кто в сфере культуры уже занимается инклюзивными проектами, несмотря на то, есть ли муниципальное задание и выделена ли субсидия под это или не выделена, спасибо вам за неравнодушие!»


«Одними переживаниями мир не изменишь, нужны конкретные действия», – заявил в своей речи Игорь Рудольфович Мороков, уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области. На брифинге он рассказал, что инклюзия в образовании – это уже не сфера намерений, а сфера действий, прикладных вещей, что уже есть конкретные решения по приспособлению среды в учреждениях художественного образования.

Елена Эдуардовна Лайковская, первый заместитель Министра социальной политики Свердловской области, рассказала о том, что меняется концепция подхода к людям с ОВЗ у государства, что осознается важность не столько реабилитации (восстановления утраченного), сколько абилитации (привития нового качества, обучение новому, формирование новых способностей). На практике уже доказано, что создание новых навыков, способностей и возможностей у человека эффективнее, чем восстановление утраченных. Обозначила Елена Эдуардовна и такую проблему на государственном уровне, как то, что сфера культуры и культурные учреждения не включены в систему официальной работы с людьми с ОВЗ, хотя арт-терапия и культурная инклюзия имеют огромное практическое значение. Культура органична главному смыслу и итогу инклюзии – развитию человеческих качеств.


Первый заместитель начальника Управления культуры Елена Евгеньевна Трофимова расставила свои акценты в понимании инклюзивного пространства: «Это дружественное и толерантное пространство, не только физически, но и психологически, духовно удобное». Елена Евгеньевна назвала его «бесконечно толерантным пространством». Еще один из важных тезисов ее доклада – инклюзия неизбежна, если общество хочет развиваться, а не деградировать. Она привела примеры длительной систематической инклюзивной работы в культурных учреждениях города: программа «Свободное творческое развитие» Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие», обучение игре на пианино незрячих детей в Детской музыкальной школе №12, проект «Творчество без границ» Дома культуры «Елизаветинский» для детей с ОВЗ из интернатов, библиотечные проекты по работе с пожилыми людьми и слабовидящими (аудиокниги и книги со шрифтом Брайля), терапевтические занятия детей с ОВЗ в контактном уголке в Екатеринбургском зоопарке, проекты «Просцениум» и «#Заживое» в Театре юного зрителя, помощь Управления культуры паллиативному центру, «Искусство против рака» в Екатеринбургском музее изобразительного искусства, участие в общегородских проектах («Зажги синим»). Проблемами Елена Евгеньевна обозначила сложность коммуникации с людьми с ОВЗ без знания методик, отсутствие подготовленных тьютеров.


Герасименко Юлия Алексеевна, доцент Института психологии УрГПУ, рассказала об особенностях создания инклюзивного коммуникативного пространства. Это должно быть, в первую очередь, благоприятная социально и духовно среда. Самое главное для педагога – это принять ценности инклюзии, без этого качественного процесса не получится. Первое, с чего надо начинать, – это взаимодействие с родителями. Иногда требуется помощь и родителям в том, чтобы они сами приняли своего ребенка с ОВЗ. Юлия Андреевна простроила такую схему: ребенка надо ценить, а не оценивать, максимально мотивировать, воспитывать толерантность. Более подробно о своих наработках в педагогике детей с ОВЗ она будет рассказывать на мастер-классах в рамках конференции.

Приглашенная из Москвы Ирина Ефимовна Домогацкая, директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, рассказала о нормативной базе для инклюзивного образования, где дано объяснение, что такое адаптивные программы, зачем нужны тьютеры, какие психо-физические особенности детей надо знать, какой доступ в здание надо обеспечить. Пространственный и временной режим ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении должен быть в зависимости от его возможностей или невозможностей.

Борис Павлович, театральный режиссер, педагог, рассказал о важности инклюзивных проектов и качественном подходе к ним. Первое, что нужно сделать, это принять инклюзию, если ты этим занимаешься. Если все внутри сопротивляется, то ничего не получится. Борис Дмитриевич рассказывал о том, что взаимно приобрели люди с проблемами аутизма и артисты Большого драматического театра Санкт-Петербурга от сотрудничества. Единственный мотив, с каким стоит заниматься инклюзивным проектом, это возможность увидеть себя с другой стороны. Мы никогда не знаем, что является для нас питательной средой, тем более, если речь идет о творческих людях. В рамках театра взаимодействие происходит органично: в игровой ситуации артист учит человека с аутизмом правилам в обществе (то, что трудно дается ему) через игру, а люди с аутизмом учат артистов неподдельности (то, что важно для артистов, особенно заигрывающихся), восприятию жизни здесь и сейчас. Это процесс, когда все взаимно обогащают друг друга, – признак того, что инклюзия прошла правильно.


Вера Игоревна Симакова, директор организации «Благое дело», рассказала о подготовке в Екатеринбурге Первого всемирного конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья «Увидеть ценность каждого», который пройдет 7-10 сентября 2017 года. Наш город, способный понимать разные мировоззрения из-за территориальной расположенности на границе Европы и Азии – органичная площадка для такого события.

Кроме того, представители системы образования, среднего и художественного, музеев и других культурных площадок рассказывали о своих конкретных проектах и работе, которую они ведут у себя на местах. Ольга Васильевна Небесная, руководитель регионального движения инвалидов «Доступная среда всем», рассказала о том, что любой объект должен быть адаптирован и иметь равные возможности для каждого человека. Адаптация объекта должна быть архитектурная, коммуникационная, кроме того, должен быть квалифицированный персонал. Архитектурную доступность могут помочь разработать в Архитектурной академии, студентов сейчас учат решать такие задачи. А вот человеческий вопрос достаточно сложный. За свою долгую практику Ольга Васильевна убедилась, что в конкретной работе с конкретными людьми недостаточно стандартов и нормативов, спускаемых сверху, надо индивидуально подходить ко всему и пробовать работать и коммуницировать индивидуально.

После пленарного заседания в «Щелкунчике» был показан концерт, подготовленный силами ребят, занимающихся в творческих коллективах и школах искусств города, участвовали дети с разными особенностями, но все – безусловно талантливые.


Теории и практики первого дня конференции подтвердили, что не только люди с ОВЗ лишены возможностей, когда ограничены пространством своего дома, но и все остальные люди лишены возможности узнать о себе без взаимного общения. Переформатирование восприятия, когда ты погружаешься в мир другого человека, тем более с особенностями, которых у тебя нет, развивает и расширяет ограниченные возможности каждого.

 

Автор Анастасия Мошкина

Фото: Татьяна Доукша

Видео: Руслан Шарафутдинов / Е1.ru

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга