Поиск по сайту

11 Ноября 2016

«Не совершать непоправимых ошибок»


Мне нравится!

В Муниципальном театре балета «Щелкунчик» сегодня состоялся завершающий день II Всероссийской открытой научно-практической конференции «Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства». Участники делились теоретическими знаниями и практическим опытом, сделали немало важных открытий и, конечно, подвели итоги работы за эти три продуктивных дня.

«Варя, представляешь — у них не получается!», — удивленно говорит маленькой ученице преподаватель Детской музыкальной школы №2 имени М.И. Глинки Наталья Шарапова. Варя держит в руках блок-флейту и застенчиво хихикает — несмотря на ограничения по зрению, упражнения на инструменте даются ей куда лучше, чем сидящим в первом ряду «подопытным» — преподавателям других школ. Вместе с Натальей Анатольевной она подражает голосам птиц: педагог помогает закрывать нужные дырочки, Варя послушно дует и радостно улыбается, когда слушатели мастер-класса аплодируют после каждой удачной попытки…

Наталья Анатольевна и Варя познакомились 10 дней назад, за это время дважды встретились и не только подружились, но и прошли вместе первые шаги знакомства с духовой музыкой. А вот с Даней, также имеющим ограничения по зрению, Наталья Шарапова занимается вот уже несколько лет, и они достигли внушительных результатов: слушатели семинара затаив дыхание слушали, как ученик исполняет совсем не простые произведения. Конечно, такие дети требуют постоянного внимания — незрячего ведь не отправишь в соседний класс учить ноты, заниматься самостоятельно...

«Очень многие боятся брать в ученики детей с ограниченными возможностями здоровья, потому что просто-напросто не знают, с чего начать, — рассказывает Наталья Анатольевна. — А у меня не было выбора. Когда привели Даню, мама мне сказала: только попробуй не взять. Сейчас Даня уже большой, скоро закончит школу, и я понимаю, что, если ко мне снова приведут особого ребенка, я не откажусь».

Пока Наталья Анатольевна рассказывала о специфике занятий духовой музыкой с детьми с ограничениями по зрению, другие педагоги проводили мастер-классы по эвритмии (преподаватель Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие»), инклюзивной хореографии (руководитель инклюзивного танцевального коллектива «Парадокс» Евгений Коновалов, педагог «Парадокса» Александра Ивина, участник коллектива Ксения Слащева, Челябинск), логотренингу для детей, имеющих тяжелые нарушения речи (доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза ИСО УрГПУ Нина Обухова), сотворчеству (председатель совета Центра развития «Анима» Александр Иванов. Санкт-Петербург).

С мастер-классов слушатели никак не могли уйти — делились с ведущими впечатлениями, своим опытом, страхами и переживаниями. А теоретическая секция, на которой выступили спикеры из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, петербургского издательства «Союз художников», ассоциации «Особые люди», Екатеринбургского театра юного зрителя, Центральной городской больницы №2, детско-юношеского центра «Созвездие», Екатеринбургской детской школы искусств №10 и независимые эксперты, превратилась в настоящую дискуссионную площадку — организаторы, отметив насыщенную работу секции, пообещали в будущем уделять этому формату больше времени и внимания.

Отшумели споры, утихли восторженные возгласы — настало время подведения итогов. На круглом столе «Пространство инклюзии в художественном образовании» со стороны как спикеров, так и слушателей прозвучало несколько интересных выводов, сделанных за время работы конференции. Кому-то общение с коллегами и обмен опытом помогали понять, что, пока каждый работает в одиночку, создать инклюзивное пространство не удастся — сформировать его можно только сообща; кому-то — что всего за последние несколько лет в обществе произошли колоссальные перемены, и оно наконец повернулось к проблемам лицом. Кто-то понял, что подобные мероприятия должны в первую очередь помогать «включиться» в это благородное дело тем, кто не знает, с чего начать, а кто-то — что от слов нужно как можно быстрее переходить к делу, не только обсуждать проблемы, но и пробовать, пробовать, пробовать, чтобы участники покидали конференцию с горящими глазами и тут же бросались в бой… Еще один немаловажный тезис — о необходимости информировать здоровых родителей и детей об особенностях людей с ограничениями, воспитании нравственных качеств.

В ходе конференции был разработан проект резолюции, в которую включены выработанные на конференции предложения по созданию инклюзивного пространства. С проектом можно ознакомиться здесь. В заключение первый заместитель начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Елена Евгеньевна Трофимова поблагодарила участников конференции за неравнодушное отношение: «Спасибо вам за желание сделать больше, чем предполагают наши с вами программы и функционалы. Управление культуры на этом пути — первопроходец. У нас было большое желание сделать что-то доброе для тех, кто находится рядом с нами, но по каким-то причинам имеет меньше возможностей приходить в театры, галереи, детские школы искусств… Как у первопроходцев у нас могут быть ошибки, метания, искания. Но самое главное — это не совершать непоправимых ошибок по отношению к людям, которые находятся в сложной ситуации. Поэтому мы обязательно приглашаем на наши мероприятия самих людей, нуждающихся в помощи. Давайте будем спрашивать их, их родителей, специалистов, делать эту работу сообща, добровольно и доброжелательно».

Автор Дарья Мичурина

Фото: Георгий Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга