Поиск по сайту

24 Ноября 2017

Прикосновение как способ познания прекрасного


Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Вчера в рамках социокультурного проекта «Искусство на кончиках пальцев» Екатеринбургский музей изобразительных искусств презентовал макет Каслинского художественного павильона из чугуна. На первое занятие с использованием макета пришли слабовидящие дети из Екатеринбургской школы-интерната №10.

Проект «Искусство на кончиках пальцев» осуществляется в музее уже третий год, и главная его задача – помочь «особым» детям познакомиться с произведениями искусства, чтобы никакие ограничения не помешали им участвовать в культурной жизни города. Для этого на занятиях проекта используются тактильные макеты, однако до недавних пор их было в музее всего два. Вчера же на занятиях впервые появился третий тактильный экспонат – макет Каслинского чугунного павильона, который был выполнен в технике 3D-печати на основе полимера. Это уменьшенная копия экспоната масштабом 1:100, которая позволяет незрячему и слабовидящему человеку представить конструкцию и детали павильона.

Заведующая информационно-образовательным отделом Екатеринбургского музея изобразительных искусств Римма Садыкова тепло поприветствовала ребят, поздравила с началом проекта и вручила подарки: в ярких сумочках помимо прочих приятностей оказалась вещь весьма полезная – тетрадь «Введение в музей», по которой ребята будут заниматься на протяжении всего проекта. А затем пригласила детей начать занятие: подойти к огромному Каслинскому павильону и макету, расположившемуся у его подножия. Преподаватель предупреждает: заходить в большой павильон и даже трогать его руками нельзя – в отличие от макета.

Поэтому знакомство с большим экспонатом происходит в интереснейшей беседе. Римма Гарифулловна начинает с вопроса, для чего был придуман Каслинский павильон, – и с минуту внимательно выслушивает многочисленные варианты: для царской семьи, для красоты, для памяти о знаменитых людях, для животных… Услышав все догадки и фантазии, приоткрывает завесу тайны, а потом дает новую пищу для размышлений. Вручает детям кусочек чугуна и просит охарактеризовать материал. Дети наперебой характеризуют чугун, как тяжелый, темный, грубый, холодный, затем преподаватель показывает им изящно выполненную в технике Каслинского литья тарелку, и одна из девочек не может сдержать возгласа «Вау!».

Эта тарелочка – повод рассказать и о технике литья из чугуна, и о создании памятника, и о его эклектичном стиле. Дети, которые в целом оказались невероятно подготовленными, об эклектике не знали почти ничего, и Римма Гарифулловна пояснила: в орнаментах павильона можно встретить черты искусства разных времен и народов.

Наконец приходит очередь познакомиться с макетом, и преподаватель предлагает ребятам потрогать его руками, чтобы понять, есть ли у павильона крыша. Маленькие ручки тянутся к модели, и ребята с удивлением обнаруживают, что крыши и правда нет. Тут же озвучиваются версии, и каждый из детей в той или иной степени оказывается прав: от крыши отказались, чтобы не испытывать на прочность основную конструкцию. Этим вопросом, кстати, задаются немногие: огромная высота павильона не позволяет увидеть верх конструкции, а потому у ребят есть уникальная возможность убедиться в правоте преподавателя.

Ведомые Риммой Гарифулловной, ребята обходят павильон и оказываются с боковой стороны, где обнаруживают, что у павильона есть не только вход, но и два выхода. Вот и новый повод для раздумий – зачем? Преподаватель поясняет, что, создавая павильон для показа на Всемирной выставке в Париже 1900 года, архитектор Евгений Евгеньевич Баумгартен предвидел, что павильон вызовет большой интерес как у покупателей, так и просто у зрителей. И, чтобы избежать столпотворения, придумал два выхода: левый – для зрителей, правый – для покупателей. Причем если кто-то приобретал что-то из изделий каслинских мастеров, то получал подарок. Тут ребята подхватывают рассказ и говорят, что подарком был брелок, подробно его описывают, и преподаватель дивится: «Да вы все знаете!»

Впрочем, несколько секретов павильона еще впереди: ребята с интересом рассматривают драконов, расположившихся на ребре павильона, а затем – барельеф на заднем фасаде, где изображены «Райские птицы» Васнецова. Римма Гарифулловна просит угадать, какая из героинь – птица радости, а какая – птица печали, а потом предлагает ребятам создать собственную птицу счастья!

Для этого группа поднимается в детский центр музея – там ребят уже ждут черно-белые изображения птицы радости, которые ждут не дождутся, чтобы их раскрасили. И хотя изображения похожи на обычную раскраску, рисовать ребятам предстоит отнюдь не привычными материалами: преподаватели учат их, как раскрасить птичку с помощью… воскового пластилина.

Работа закипела, дети старательно размазывают пластилин по рисунку, а взрослые с интересом наблюдают, помогая советом или дивясь, как здорово у всех получается. Нет сомнения, что такое занятие заполнится ребятам надолго – вот уж поистине прикосновение к прекрасному, не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле этого слова.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Анна / 28 Марта 2018 в 15:07

Какой необыкновенный проект! Не слышала о нем ранее.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга