Поиск по сайту

12 Ноября 2019

«Мы все разные»: испытано на себе

О мастер-классах конференции «Культура и социальная ответственность»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

8 ноября в Театре балета «Щелкунчик» состоялась уже четвертая по счету конференция, которую организует «Культура для всех» – проект Управления культуры Администрации города Екатеринбурга. «Культура для всех» объединяет все, что делают сегодня муниципальные учреждения культуры, чтобы создать универсальную безбарьерную среду – для всех без исключения. А на конференцию, которая становится неким срезом, всегда приезжают специалисты, готовые делиться знаниями, опытом, проблемами и решениями.

Мы уже писали о том, как прошло пленарное заседание конференции. Пора переходить от теории к практике!

Люди с ограниченной мобильностью: как помочь в передвижении?

Мастер-класс по взаимодействию с людьми с ограниченной мобильностью провели Татьяна и Ксения Каминские, Татьяна и Антон Снятковы – создатели и участники инклюзивного клуба волонтеров «Искорки добра». Ксения познакомила зрителей со своей собакой Дримом и рассказала, как он появился в их семье. Вдохновил семью опыт работы благотворительной организации «Пестрое общество»: в 2018 году Ксения и Татьяна побывали в гостях у организации в Праге и узнали, что там занимаются дрессировкой собак-ассистентов разных пород для людей на колясках с различными заболеваниями, в том числе с ДЦП и аутизмом.

Воспитание такой собаки длится немало: 14 месяцев с ним занимается волонтер, еще 8 – профессиональный тренер. Воспитание одного щенка обходится в 9 тысяч евро (организация существует главным образом на деньги спонсоров). Пока щенок находится на воспитании у волонтера, изучаются особенности его характера. Когда переходит к тренеру – начинается обучение под конкретного человека и его нужды. И, конечно, такая собака становится не просто помощником (они сопровождают своих хозяев в общественных местах, помогают поднять упавшие на пол вещи, открывать ящики шкафов, снимать одежду, открывать и закрывать двери), но и верным другом.

«Родители решили, что у нас появится новый член семьи – Дрим. В этот момент я находилась на обучении в США, поэтому процесс дрессировки начался без меня. А когда я приехала, мы начали привыкать друг у другу, подбирать команды, которые пригодятся именно мне, – рассказывает Ксения. – К сожалению, в России такой вид собаки-помощника пока неизвестен, знают только собаку-поводыря, поэтому у нас иногда возникают проблемы: нас не пускают в общественные места, в спецкупе поезда. Но мы надеемся в скором времени это исправить».

Ксения рассказывает, что, когда она начала заниматься с Дримом, то поняла, что он может принести пользу не только ей, но и другим людям. Так Дрим стал волонтером: помогает на экскурсиях для людей с инвалидностью, которые организует Татьяна Каминская, ездит с Ксенией в детский дом и развлекает детей трюками, принимает участие в организованных встречах для ребят с инвалидностью, в благотворительных акциях по сбору средств, помогает продавать газеты (вырученные деньги отправляются нуждающимся). И даже помогает хозяйке собирать мусор, что Ксения и Дрим немедленно демонстрируют: пес держит в пасти ручку полиэтиленового пакета, Ксения при помощи специальной палки с захватом поднимает фантик и бросает в пакет. «И прогулка, и тренировка, и полезное дело», – не без удовольствия комментирует Татьяна.

Ксения с коллегами из волонтерского клуба решили сделать проект «Всегда рядом» – этим летом Ксения выиграла грант на его реализацию. Несколько членов команды проекта пройдут обучение на канистерапевтов и будут проводить волонтерские мероприятия более регулярно и профессионально.

Ксения и Дрим демонстрируют, какие трюки умеет делать Дрим – тот с радостью выполняет все задания, не забывая очаровывать публику своим жизнелюбием.

Следом Антон Снятков и его мама Татьяна рассказали о том, с какими проблемами они сталкиваются во время частых путешествий. Первая проблема – пандусы; их становится все больше, однако время от времени, увы, можно встретить неудачные примеры: пандус со слишком большим углом наклона, пандус с подъемом в стену, пандус, спуск с которого преграждает труба. Вторая проблема – специальные мобильные подъемники и платформы слишком быстро выходят из строя. Третья – в зданиях, у входа в которые установлен пандус, либо вовсе нет лифта, либо он настолько узкий, что в него невозможно проехать коляске.

«В таких случаях к нам приходят молодые люди, помогают, но при этом никогда не спрашивают, за что именно можно взять коляску, чтобы ее поднять – и вместо того, чтобы помочь Антону, отрывают у коляски подножки, подлокотники и другие элементы», – рассказывает Татьяна. И просит продемонстрировать записанной Ксенией ролик о том, как правильно помогать человеку на коляске. Предлагаем посмотреть его и вам.

А дальше от практики переходят к действию: зрителям предлагают попробовать себя в двух ролях – человека на коляске и его сопровождающего. Одна девушка садится, вторая берется за ручки коляски, а Татьяна Каминская рассказывает, как правильно помогать ею управлять: скатывать со ступеньки, поднимать на ступеньку – и оказывается, что это вовсе не так физически тяжело, как может показаться. Впрочем, обе героини изрядно волнуются: девушка в коляске признается, что чувствует себя некомфортно, доверяясь незнакомому человеку, сопровождающая сосредоточена на нюансах – их необходимо усвоить, чтобы сидящий в коляске могу чувствовать себя комфортно.

Сначала группа тренируется в зале «Щелкунчика», на широких ступеньках. Затем выходит в коридор – здесь девушкам предстоит попробовать преодолеть узкий лестничный пролет. Задача кажется непосильной, но Татьяна быстро предлагает сразу два варианта решения. «Если к вам на помощь могут прийти мужчины, то делается все очень просто», – инструктирует она, и четверо молодых людей, подскочив к коляске, лихо поднимают ее наверх. В этот момент две зрительницы, стоящие в стороне, начинают охать: «Ну, тут нужны мужчины. – У вас в музее много мужчин? – Нет, да и тяжести не всем можно поднимать»… Так, охая, они отходят и уже не видят продолжения мастер-класса. И это, пожалуй, главная ошибка, которую можно допустить – сдаться в самом начале. Между тем Татьяна Каминская спокойно продолжает: «Если мужчин поблизости нет, то можно справиться и самой – главное приноровиться», – и уверенно, в одиночку, проделывает то же самое, с чем только что справлялись четверо мужчин.

Тем временем на сцене другая Татьяна предлагает слушателям мастер-класса преодолеть на коляске полосу препятствий. А точнее, всего одно препятствие – небольшой бортик. Но сколько трудностей вызывает это у людей без инвалидности! С первой попытки не удается никому – и видно, как от удивления округляются глаза: казалось, что это так просто! Мамы Татьяны подсказывают: «Сначала перенеси вес назад, чтобы поднялись передние колеса, а затем вперед». Честно говоря, страшно представить себя, выполняющего непростую схему движения, требующую и баланса, и координации движений. Далеко не у каждого человека без инвалидности хватит смелости и ловкости, не говоря уже о тех, кому физические данные просто не позволят выполнить непростой ряд действий… И сразу становится ясно, что безбарьерная среда – это реальная необходимость и продуманность до мелочей.

Незрячие и слабовидящие: как построить общение и помочь сориентироваться?

Как определить, что человек незрячий? Как вести себя на первой встрече и последующем общении? Как не попасть под власть стереотипов? Обо всем это рассказала Оксана Александрова – директор и один из инициаторов проекта «Галерея в темноте «Смотри сердцем», а помогали ей очаровательные коллеги – гиды галереи. Как мы уже рассказывали, в «Смотри сердцем» один из важных критериев приема на работу в качестве гида – незрячесть.

Как определить, что человек незрячий? Вы не ошибетесь, если увидите, что человек:

– держит белую трость;

– опирается на сопровождающего;

– носит темные очки (даже в помещении и в пасмурную погоду) или очки с крупными линзами;

– передвигается с собакой-поводырем. Узнать ее просто: она не носит намордник (потому что должна поднимать предметы), везде бесплатно сопровождает хозяина и носит спецснаряжение – шлейку с надписью.

При первой встрече необходимо поздороваться и представиться. Это легко запомнить – точно так же вы поступите при знакомстве с любым другим человеком. Кроме того, можно аккуратно прикоснуться рукой в зоне от локтя до плеча. Не забудьте представить также всех, кто пришел с вами.

И еще несколько важных советов:

– не бойтесь выяснять информацию, нужную вам для работы: уточните, как незрячему человеку удобнее передвигаться (самостоятельно или опираясь на вашу руку, плечо);

– не забывайте предупреждать о своих действиях: «Сейчас мы пойдем прямо», «Сейчас поворачиваем направо», «Сейчас остановимся» и т.д.;

– чтобы посадить незрячего человека на стул, нужно предложить: «Давай я покажу тебе, где спинка стула», а затем положить руку гостя на спинку. Также можно похлопать по сиденью (но будьте внимательны: некоторые могут обидеться на этот жест);

– если вы приближаетесь к лестнице, не нужно перед ней останавливаться – лучше заранее предупредить, что скоро начнутся ступеньки вверх или вниз, а затем идущий с вами под руку гость сам почувствует, когда нужно опускаться или подниматься;

– будьте внимательны, открывая двери. Никогда не открывайте перед незрячим человеком дверь, не предупредив об этом!

– описывайте пространство помещения, объекты в нем;

– не принуждайте незрячего человека миновать очередь. Он знает о своих правах, и, если захочет ими воспользоваться, непременно это сделает. Если же он стоит в очереди – это его добровольный выбор.

От каких стереотипов пора избавляться?

  1. Все незрячие люди умеют читать шрифт Брайля. Вовсе нет: это могут делать только те, кто прошел обучение в специализированной школе.
  2. Шрифтом Брайля нужно дублировать все надписи без исключения. Не нужно: достаточно продублировать важную информацию (например, название учреждения и часы работы на входной табличке) и убедиться, что она находится в ДОСТУПНОМ месте.
  3. Чем жирнее точки в шрифте Брайля, тем лучше. Неправда: есть государственный стандарт, согласно которому точки должны быть определенного размера.
  4. Точки на купюрах – это удобно. Не совсем: купюры очень быстро изнашиваются, точки становятся неразличимы. Определить стоимость незрячим помогает приложение в телефоне или окружающие.
  5. Шрифт Брайля един для всех языков. И здесь ошибка: у каждого языка есть свой шрифт Брайля.

Люди с нарушением слуха: какого переводчика позвать?

О том, как общаться с людьми с нарушениями слуха, рассказала специалист регионального отделения Всероссийского общества глухих и переводчик русского жестового языка (РЖЯ) Татьяна Воронова. «Правильно говорить именно «глухие», а не «глухонемые», — отметила Татьяна в начале встречи. Она рассказала, что слово «глухонемые» не только некорректно (далеко не все глухие – немые), но и может обидеть человека с нарушением слуха.

Кроме того, степени нарушения могут быть разные. Кто-то глух или слабо слышит с рождения. У таких людей может быть нарушена артикуляция по причине того, что привычной нам речью они не пользуются. Им бывает сложно пользоваться и письмом, которым многие владеют как иностранным языком: делают ошибки и путаются в словах.

Некоторые перестают слышать уже после того, как сформируется речевой аппарат. Тогда со стороны и не сразу поймешь, что общаешься с человеком с инвалидностью по слуху, так как у того грамотная поставленная речь. А если он обзавелся кохлеарным имплантатом, то будет с его помощью слышать. Есть и слепоглухие люди, но, как и всем остальным, им необходимо получать информацию из внешнего мира. С ними общаются тактильно.

«Люди с инвалидностью по слуху как иностранцы, — этот тезис Татьяна подчеркнула особенно. — Но общаться могут только при помощи жестов. Причем в разных странах и даже сообществах язык жестов может отличаться: в мире существует около 140 его видов». По этой причине стать переводчиком русского жестового языка (РЖЯ) очень сложно — необходимо интуитивное понимание тех символов, которыми пользуются глухие. Именно поэтому такую профессию, как правило, осваивают дети неслышащих родителей: у них это понимание формируется с детства. В Екатеринбурге на переводчиков не учат, чтобы получить профессиональное образование, необходимо ехать в Санкт-Петербург или Москву, а для того, чтобы овладеть азами, достаточно и видеоуроков, после которых обязательно стоит идти общаться с носителями языка.

Переводчики РЖЯ работают в различных культурных центрах, где помогают переводить лекции или экскурсии, но помогают они и в больницах, судах или других местах, где неслышащему необходима помощь. Чаще всего к переводчику обращаются для решения бытовых ситуаций, когда необходима связь с различными службами. Сложность работы переводчика РЖЯ заключается в правильной смысловой передаче с русского на жестовый язык, так как многие из жестов могут быть многозначными – как, например, мировое соглашение в суде. Когда переводчик показывает клиенту жест «мир», тот думает, что обе стороны останутся при своем. Во многих же случаях «мировая» предполагает и компромиссы, о которых неслышащий может не знать из-за неправильного перевода.

Есть в жестовом языке и множество наречий, которые порой неизвестны переводчику – развивается молодежный сленг. Здесь частично может помочь калькирующий язык, так как он основан на устоявшихся значениях тех или иных жестов, в то время как РЖЯ — более текучая и насыщенная метафорами система. Однако на калькирующем языке или дактиле (жестовый алфавит) общаться могут лишь изучившие их люди, другие используют РЖЯ, который понимается интуитивно.

Что делать, если неслышащий просит у вас помощи, а переводчика рядом нет?

Татьяна утверждает, что многие люди с инвалидностью по слуху владеют чтением по губам. Тогда важно установить зрительный контакт и говорить, активно артикулируя. Можно попробовать общаться с помощью письма, но письменной речью владеют не все или же владеют как иностранным: делают ошибки и не всегда могут правильно и понятно построить предложения. Поэтому стоит писать простые, короткие и конкретные предложения.

Что если все методы перепробованы, а понимания достичь не удается? На такой случай в Екатеринбурге региональное отделение Всероссийского общества глухих создало диспетчерский центр связи для граждан с нарушениями слуха. Чтобы связаться с ним, необходим телефон с приложением WhatsApp. Нужно набрать один из номеров: +7 992 029 18 52 или +7 992 029 18 50 и включить видеосвязь. Татьяна Воронова отметила, что за месяц центр обрабатывает около 2 000 таких обращений.

Люди с ментальными особенностями: почему не нужно сторониться?

Педагог-хореограф студии движения и арт-практик «Открытый город» Елена Шамраева рассказала о том, с какими сложностями сталкиваются люди с ментальной инвалидностью и как в «Открытом городе» помогают с ними справляться. «Это могут быть люди с синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра, детским церебральным параличом или ребята, которые по каким-либо причинам отстают в развитии. У некоторых есть сразу несколько диагнозов. Но все они успешно занимаются движением и всем, что связано с художественным творчеством. Мы поем и танцуем — у нас очень много проектов, и везде принимают участия ребята с инвалидностью», — отметила она.

Елене было важно рассказать слушателям, что ментальные нарушения не всегда связаны с интеллектом, в большинстве случаев он сохранен. Гораздо сложнее таким людям выстраивать коммуникацию с окружающими. Почти все они сложно социализируются, для многих проблематично общаться и строить диалог, потому движение становится для них одним из способов коммуникации. В «Открытом городе» ребятам дают различные игровые тренинги, которые помогают раскрепоститься и научиться управлять своим телом.

Несколько таких тренингов Елена и ее помощники Оля Орлова, Саша Юшин и Саша Зебрев (ребята с ментальной инвалидностью и воспитанники студии «Открытый город») провели для публики. Желающие позанимались вместе с Сашами и Олей. Они поприветствовали друг друга и поздоровались массой необычных способов. Среди них были объятия, рукопожатия, приветствие пяточками, лбами и даже ушами. После начались танцы. Разбившись на пары, все двигались в понравившемся им ритме, а после повторяли движения друг за другом, танцевали с гимнастической лентой и изображали морские волны. Во время тренинга в зале то и дело раздавался веселый смех. Настроение танцующих быстро передалось и зрителям.

По ходу занятия Елена Шамраева отмечала, что один человек с ментальной инвалидностью не равен другому, и, вопреки мнению, которое до сих пор популярно, ребята с особенностями интеллектуального развития не всегда агрессивны или нелюдимы. И в этом участники конференции убедились сразу. Так, мало кто на тренинге мог похвастаться таким дружелюбием и любовью к танцу, как Саша Юшин. Он быстро находил себе пару во время любого задания, что бывает сложно и многим людям без инвалидности. Самый веселый смех раздавался в том углу, где танцевал Саша Зебрев — любитель шуток и объятий.  А тем, кто вставал в пару с Олей Орловой, необходимо было собрать всю свою телесную концентрацию, чтобы соответствовать ее вдумчивым и плавным движениям.

«Но стоит помнить, что не все ребята с ментальными особенностями могут быть так открыты к общению, — рассказала Елена. — Кому-то прикосновения могут даться гораздо тяжелее». Это высказывание справедливо не только для людей с ментальной инвалидностью, но и для всех остальных, ведь все мы разные. Однако ребятам с особенностями развития сложнее скрыть свой страх или панику, им тяжелее даются обыденные для других вещи. Потому обращаться с ними стоит чуть аккуратнее, но общаться стоит, ведь такое общение может многое дать обеим сторонам.

Заключительные слова

После всех мастер-классов начался заключительный концерт с участием ребят с инвалидностью. В финале на сцену пригласили организаторов IV Всероссийской открытой научно-практической конференции «Мы все разные» — куратора проекта Управления культуры Администрации города Екатеринбурга «Культура для всех» Юлию Ярошевскую и ректора Екатеринбургской академии современного искусства Инну Ахьямову. Они попросили участников конференции подвести небольшой итог и рассказать о том, что те хотят увидеть на следующем событии.

Аудитория с радостью откликнулась, и в начале каждого отзыва звучали слова благодарности в адрес организаторов конференции и ее экспертов. Кто-то отмечал новизну подобного опыта и захлестнувших их впечатлений, другие просили в будущем увеличить количество времени, выделенного на одну секцию. Все были согласны с тем, что для встречи был выбран лучший формат, в котором спикерами выступили сами люди с инвалидностью. «Для меня это стало настоящей мотивационной встречей, где я взглянул по-другому на самого себя», — поделился заместитель генерального директора Инновационного культурного центра Павел Мазалов.

Выступили и представители города Тюмени, среди которых был отец ребенка с инвалидностью. Он рассказал о необходимости проведения таких конференций и предложил создать ресурс, благодаря которому в подобные проекты могли бы быть вовлечены и те ребята, которые в силу различных причин не могут выходить из дома.

На этом всероссийская конференция закончила свою работу до следующего года. Не пропустите — скоро мы выложим видеоролик о проведенном на ней дне.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов