Поиск по сайту

20 Июня 2017

Видеть – понимать и чувствовать другого

Концерт инклюзивного танца «Невидимая соната» в «Щелкунчике»


Текст: Анастасия Мошкина
Мне нравится!

Муниципальный театр балета «Щелкунчик» – открытое пространство для всех. В этом еще раз убедились гости и участники вечера инклюзивного арт-проекта «Невидимая соната».

Муниципальный театр балета «Щелкунчик» – открытое пространство для всех. В этом еще раз убедились гости и участники вечера инклюзивного арт-проекта «Невидимая соната». Творческий союз «Событие» показал результаты поиска форм совместного сценического существования зрячих и незрячих артистов танца, полностью оправдав смысл своего названия: событие (со-бытие) как совместное бытие людей.

 

Большинство танцевальных номеров арт-проекта «Невидимая соната» зрители уже видели на тех или иных инклюзивных фестивалях или концертах, но некоторые из них были доработаны и впервые собраны в один концерт, который предстал единым сюжетом с общими лейтмотивами, рождающими особые смыслы. Перед началом действия на гостей с медиаэкрана смотрел большой человеческий зрачок, который в таком масштабе казался планетой. Сценограф Анна Возженникова стремилась придать пластическим произведениям постановщика Андрея Захарова глубокое философское значение.

 

Первым в программе был танец «Два человека». В нем участвовали только зрячие танцовщики Мария Мякишева и Андрей Захаров. Это танец-пролог ко всему концерту: на планете осталось всего два человека, но они не вместе, зациклены на своем, и даже когда встречают друг друга, то первое, что им приходит в голову – это борьба с другим. Возможно ли совместное созидательное бытие людей? Природа человека изначально гармонична или дисгармонична? Возникшие после этого пластического произведения вопросы разрешались последующими танцами.

 

«На планете» – это второй номер, в котором проявляются лейтмотивы партнерства и дороги. Исполнительницы Анастасия Черепанова и Мария Мякишева показывают многозначность сотрудничества: другой и спутник по дороге жизни, и партнер в танце. Для незрячего танцовщика зрячий партнер становится и его сценой (пространством), и композицией (временем), помогая ориентироваться в темноте. Еще одним партнером становится музыка. 

Мотив дороги добавляет объем этой теме: любой из нас может оступиться или заблудиться, важно быть вместе, тогда домом станет любое место, где возможно совместное бытие, поэтому одна из девушек произносит в финале: «Я смотрю на эту прекрасную планету и думаю, что наконец-то я нашла рай».

 

Абсолютно «мальчуковый» заводной танец «Не пасодобль!» исполняют Андрей Михеев и Андрей Захаров. Это танец о приключениях, страсти, борьбе, о границах, которые мы задаем себе сами: кто сказал, что испанский литературный (или сказочный) герой не может дружить с китайским? А вдруг все не то, что кажется? Конец номера каждый из зрителей разрешил для себя индивидуально. Может, это мир фантазий ребенка, которому читает папа вечером книги перед сном и который проживает все приключения, представляя себя и родителя их участниками.

 

Четвертый танец «К ручью» продолжает тему книжных фантазий и лейтмотив концерта – дорогу. «Я тропой пробираюсь к ручью», – задает тему музыка в обработке Макса Черного. Андрей Михеев, юный незрячий артист, танцует на сцене один: он уже настолько освоил сценическое пространство, что не только показывает технику, но и будит воображение зрителей, и мы видим мир фантазий ребенка: неизведанную землю, морские приключения, сокровища...

 

Танец Алексея Филатова «С тенью» удостоен уже множества наград, он участник многих фестивалей, а в композиции концерта номер приобретает новые смыслы. Может ли быть партнером страх, темная сила? Да, если мы предадим сами себя. Такой союз рождает серость будней. Темное (каждый волен понимать под этим что-то свое: страх, злоба, бездействие) – это только часть нас же самих, стоит осознать это и сказать себе «нет».

Эскиз нового спектакля, премьера которого намечена на август 2017 года, был показан заключительным номером. Пока это самая крупная постановка коллектива под руководством Андрея Захарова: в ней принимают участие три незрячих юных артиста, два профессиональных взрослых артиста и три арт-волонтера, двое из которых – родители этих детей.

 

«Легенда» поставлена под инопланетную музыку композитора и певицы Мередит Монк. Инопланетность – основная характеристика, которой можно обозначить происходящее на сцене. То ли идиллия, то ли сон, подчеркнуто нереальное, как будто не имеет аналогов в нашей действительности, но при этом максимально красивое действие, созданное в лучших традициях современного визуального театра. И вроде бы все подчеркнуто нереальное, но мы понимаем, что на сцене дети, а дети есть дети: они играют, спят, видят сны, дурачатся. И опять гости концерта искали свои смыслы: это планета, на которой живут ангелы-дети или души еще не родившихся детей? С нетерпением будем ждать премьеры этого спектакля.

После шести пластических номеров – полноценных танцев, отрывков из спектаклей – приходит понимание, как многозначно слово «видеть»: это и понимать, и предсказывать, и направлять. Такую многозначность в инклюзивных номерах «Невидимой сонаты» имеет все, и это уже многозначность не трехмерного пространства, а чего-то большего, способного родиться только в кругу людей, объединенных творчеством и открытостью друг к другу.

Фото: предоставлено театром балета «Щелкунчик», фотограф Алексей Патентный.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга