Поиск по сайту

03 Апреля 2018

Про открытое. Про живое

В Екатеринбурге прошла общегородская акция «Зажги синим»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Вчера Екатеринбург в очередной раз поддержал Всемирный день информирования об аутизме. К общегородской акции «Зажги синим», организатором которой является Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, традиционно присоединились театры, музеи, школы искусств, другие муниципальные учреждения и впервые – торговый центр «Пассаж». Акция преследует замечательную цель: сделать так, чтобы современное общество научилось принимать людей с особенностями ментального развития.

Традиционно 2 апреля в Екатеринбурге зажигаются синие огни – этот цвет считается международным символом аутизма. С наступлением темноты синими стали здание Администрации города, фонари на улице Вайнера, Екатеринбургский театр юного зрителя и торговый центр «Пассаж». А в Историческом сквере прошел танцевальный флешмоб для людей с расстройствами аутистического спектра – к ним могли присоединиться и все желающие.

Также в муниципальных учреждениях культуры прошли различные мероприятия: семинары и круглые столы для специалистов, показы документальных и художественных фильмов, выставки, флешмобы и мастер-классы.

Синий свет добра: учимся общаться сердцем

Сложно переоценить важность «Уроков доброты», прошедших во всех школах дополнительного образования и общеобразовательных школах Екатеринбурга. Одно из его главных условий – урок должен стать не просто лекцией о людях с аутизмом, но возможностью сформировать поколение открытых, свободных в общении людей. В глобальном смысле подобные акции направлены на то, чтобы попытаться избавить мир от предрассудков и злобы, наполнить его взаимопониманием.

Один из уроков провели в Екатеринбургской детской театральной школе. Сначала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Владимировна Бочарова спросила у самих ребят: «Что вы знаете об аутизме?». «Это страшная болезнь!», – послышалось с первых рядов. «Ну почему же сразу страшная?» – удивилась преподаватель и рассказала будущим актерам об особенностях людей с расстройством аутистического спектра. О том, что это совсем не «страшная болезнь»: таких людей не нужно бояться или стесняться и, тем более, нельзя дразнить или называть невоспитанными из-за их неумения сдерживать эмоции. А главное, что все, что им нужно, – это доброта и понимание, как и каждому из нас.

Разговор завершился просмотром двух коротких видео, помогающих ребятам понять, как видят и чувствуют мир люди с аутизмом. Первый мультипликационный фильм «Аутизм может делать удивительные вещи!» закрепил уже полученные знания и показал, почему у людей бывает расстройство аутистического спектра и как они могут отличаться от других людей. Второй – «Мир глазами человека с аутизмом» – продемонстрировал, по каким причинам некоторые люди могут чувствовать сильный дискомфорт даже в таких повседневных вещах, как поход в кафе.

Посмотрев короткометражки, ребята вместе с преподавателем актерского мастерства Аленой Игоревной Кожевниковой ответили на важные вопросы, почему девушке с аутизмом было тяжело, как ей помогли справиться с тревогой окружающие. А затем приступили к не менее важной части занятия – пластическому тренингу. На нем ребятам было предложено просуществовать в своем, выдуманном пространстве, прочувствовать его в одиночестве, и только после перейти к работе в парах. Сначала с помощью одних прикосновений и без слов поставить партнера в придуманную позу, то есть с осторожностью показать, что же от него требуется, а затем аккуратно положить друга на пол.

Театральные тренинги помогают будущим актерам научиться взаимодействовать друг с другом в атмосфере доброжелательности и доверия. Еще важнее такие занятия детям, которые только вступают в мир сложных коммуникаций, потому что так они учатся взаимопониманию с окружающими людьми независимо от их особенностей.

Екатеринбуржцы, даже юные, уже осознают важность правильного построения общения с окружающими людьми, необходимость уметь доверять и быть тем, кому можно довериться.

Истории о времени с Антоном и оранжевыми фонариками

Большую программу, приуроченную к Всемирному дню информирования об аутизме, подготовил Ельцин Центр, в котором прошел фестиваль «День открытых людей»: с утра до вечера здесь можно было попасть на специальную программу для родителей детей с расстройством аутистического спектра, инклюзивный мастер-класс по моментальной фотографии, специальную экскурсию для людей с аутизмом по постоянной экспозиции Музея первого президента России Б.Н. Ельцина, поучаствовать в уникальном проекте «Истории, рассказанные на ушко».

Но безусловной кульминацией и самым долгожданным событием дня стала вечерняя программа. В 19:00 двери 101 аудитории распахнулись, чтобы пригласить зрителей – как людей без инвалидности, так и с различными особенностями развития. Рассевшись на места, все устремили взгляд на дверь: оттуда узнаваемой, чуть пружинящей походкой вышел Егор – участник проекта #ЗАживое. «Первый звонок. Второй звонок. Третий звонок», – без лишних пауз выпалил артист, вызвав доброжелательный смех в зале. На спектакле «Краткие истории о времени», который подготовили «заживовцы», вообще звучало много доброго смеха, хочется даже сказать – нежного, потому что #ЗАживое – это безусловный синоним чуткости и трепетности. Приходишь в гости к «заживовцам» (а мы были и на первом Дне открытых людей в Екатеринбургском театре юного зрителя, откуда проект родом, и на читке «#ЗАснеженной королевы», и на премьере спектакля «Cascando», и на первом дне рождения проекта) – и чувствуешь себя частью чего-то хорошего и важного, и резко тепло становится на душе, когда видишь, например, как Оля, одна из тьюторов, берет Егора за руку и смотрит на него ласково-ласково, и улыбается ему хорошо-хорошо.

Всю эту нежность, трепетность «заживовцы» в своем новом спектакле разделили на небольшие кусочки мозаики. Каждый кусочек – рассказ о свидании. Самом настоящем, на котором побывала каждая из шести пар артистов. Почему свидание? Потому что это самый близкий формат встречи, на котором можно поделиться чем-то сокровенным. Или не сокровенным, но очень-очень интересным. Или не поделиться, а просто повеселиться. Или не повеселиться, а узнать что-то новое. Сколько ребят – столько и вариантов, и поэтому, слушая рассказы о свидании, невозможно не влюбиться в «особость» «заживовцев».

Вот, к примеру, Егор. На свидание Оля пригласила его в свой родной город Ревду, где он ни разу не воспользовался фотоаппаратом, который мама заботливо положила в карман, «потому что город маленький и скучный», зато по пути рассказал своей спутнице историю и назначение Московского тракта, а, приехав к ней домой, сложными вопросами о машиностроительном производстве буквально поставил Олиного папу в тупик. А разглядывая вместе с девушкой свои и ее детские фотографии, отметил, что в детстве голова у него была в форме тыквы, а у Оли – в форме дыни.

Или вот Соня, утонченностью которой восхищаются, кажется, не только все «заживовцы», но и их гости. Актриса Екатерина Соколова, которая тоже принадлежит к числу Сониных поклонников, решила провести со своей спутницей день в Екатеринбургском театре оперы и балета. Там Соня, известная любовью к труду и дисциплине, не стала рассиживаться в зрительном зале – сама надела пуанты (первый раз в жизни, между прочим), встала на них и даже сделала несколько упражнений у станка. Правда, потом девичья натура все-таки взяла свое: Соня искренне восхищалась коронами и прочими украшениями пригласившей ее в гримерку балерины, примерила пачку Китри из балета «Дон Кихот», а вот парики забраковала, решив, что «свои волосы лучше». Однако идеальный день был, по мнению Кати, завершен не слишком удачно. Фиаско потерпел… десерт «Анна Павлова»: как оказалось, Соня не любит ягоды, но даже на спектакле исключительно вежливая девушка решила в этом не признаваться.

Можно долго-долго рассказывать истории свиданий. Как Илья с Ярославой отправились слушать джаз, а в итоге научились играть в настольный футбол, и Илья впервые в жизни так поздно вернулся домой. Как Ваня с Ксюшей готовили «Муравейник» и смотрели мультики, и Ваня все время перематывал свой любимый момент – где попугай меряет удава, а потом пригласили родителей Вани вместе пить чай с тортом. Как Денис с Тоней рассматривали в Музее изобразительных искусств некрасивого дядечку и красивое море, покупали на выходе птиц и жаб, и поняли, что жабы приносят богатство, а Денис, если бы был птицей, то, скорее всего, вьюрком, потому что он любит мармеладных червячков. Как Галя опоздала на встречу с Олей, потом у них не получилось покормить на пруду уток, а потом они посмотрели в кинотеатре «Я худею», и Оля рассказала Гале, как в детстве ехала целый час, а потом еще и перебегала дорогу, чтобы попасть в школу, а теперь, будучи взрослой, ловко управляется с двумя племенниками. И, конечно, о том, как Илья очаровал студенток театрального института своей игрой фортепиано (и рассказами о том, как он играет еще и на арфе, виолончели и гитаре) на деловой встрече с режиссером Дмитрием Зиминым.

Можно рассказывать. Но, как всегда у «заживовцев», неповторимы не только герои – неповторим и момент. Двух одинаковых спектаклей быть не может: даже если ребята решат снова сыграть свои «Краткие истории о времени», они будут уже немножко другими. Наверное, по-другому будут звучать даже диалоги, вкрапывающиеся в череду рассказов о свиданиях небольшие интервью с участниками проекта, в которых они вспоминают, когда было весело, а когда – больно, рассказывают о предметах из детства, думают, что такое старость.

«Старость – это сколько лет? 50 лет – старый? – Не старый. – А 60? – Не старый. – А 80, старый? – Не старый. – А я старый? – Да! – Мне 30 лет, я старый? – Да! – Скоро умру? – Да! – Ты рад, что я скоро умру? – Да! – Ты меня не любишь? – Люблю! – Спасибо».

В диалогах, которые читают актрисы Екатерина Соколова, Ольга Рубашкина, Ярослава Шастина, в построении предложений, в отдельных словечках иногда угадывается, кому принадлежат те или иные высказывания. Трудно не узнать, например, бескомпромиссное «да», которым любит заканчивать свои предложения Денис. А еще в этих диалогах, и в самой идее интервью, чувствуется огромное восхищение режиссера Дмитрия Зимина каждой новой мыслью, которую произносят вслух «заживовцы». Мысли, казалось бы, сокровенные, но в #ЗАживом недоверие как-то не в чести. Если откровенность, то легкая, сама собой разумеющаяся, как будто с другом хорошим разговариваешь.

Зрители сидят и улыбаются, улыбаются ребятам, их удивительным мыслям, голоску-колокольчику немногословной Сони, ищущему кого-то в толпе взгляду Егора, рассказам Дениса о елке в небе, звонкому смеху Оли, песне Игоря «Девушка по городу шагает босиком». Улыбаются не потому, что надо, просто очень хочется. А потом и зрители, и артисты идут на концерт оркестра «Антон тут рядом» и Владимира Шахрина, и слегка подтанцовывают не потому, что вроде как надо, а потому что хорошо. Егор, правда, переживает, что танцуют мало, но чуть позже «заживовцы» выходят на сцену и отплясывают от души. Потому что радостно и легко.

«Когда ты был счастлив? – Вчера. Вчера счастливый был. – А когда тебе было больно? – Вчера. Больно было, упал. – И счастлив был вчера? – Да! Хорошо было!»

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга