Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

02 Августа 2018

Вдохновение танцем, вдохновение друг другом

Об инклюзивном воркшопе «Танцуют все» в Ельцин Центре


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В Ельцин Центре проходит серия мастер-классов по инклюзивному танцу. Воркшоп ведет Марго Гринли – хореограф, театральный режиссер, танцовщица и педагог из Вашингтона. Вход совершенно свободный, присоединиться к танцевальному процессу можно в любой день, принять участие могут не только участники фестиваля, но и абсолютно каждый человек. Мы тоже успели одним глазком понаблюдать за рождением танца.

Начались мастер-классы Марго Гринли в воскресенье, 29 июля, в рамках фестиваля «Синяя птица – инклюзив», организаторами которого являются Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, Муниципальный театр балета «Щелкунчик», Екатеринбургская детская школа искусств №4 «АртСозвездие», проект «Культура для всех» и общественная организация «Про.Добро». 1, 2 и 3 августа поучиться танцевать у известного хореографа могли абсолютно все желающие. Чтобы передать атмосферу этих дней, мы выбрали жанр репортажа.

До начала мастер-класса около десяти минут. В аудиторию 510, где должно состояться занятие, заезжает девочка на ярко-зеленой коляске с изображениями ярко-розовых пончиков на колесах. Девочка стеснительно улыбается, однако в глазах мелькают озорные искорки. Увидев новую гостью, Марго Гринли моментально подлетает к ней, изящно встает на одно колено и знакомится (как мы поймем позже, знакомство – одна из наиболее любимых Марго частей мастер-класса): «Здравствуй, менья зовут Марго. What is your name?» Марго ничуть не смущается смеси русского и английского. «Богдана», — негромко отвечает девочка. Имя приводит Марго в восторг: такого она еще не слышала. «Oh, it’s something new for me! Can you repeat?» Девочка, повторяет, Марго – за ней: «Бог-да-на… Богдана! Добро пожаловать!» — и широким театральным жестом указывает на центр зала, где уже выстраивается круг из стульев.

Занятие еще не началось, а Марго уже успела обойти всех пришедших и познакомиться. Особенно тепло она приветствует Людмилу и Софью Даренских: «Sonya! My dance friend!» — восклицает хореограф, нежно пожимая руку девушки. Прежде чем начать разминку, хореограф говорит: «Поднимите руку, если вы любите танцевать! Поднимите руку, если вы любите рисовать! Поднимите руку, если вы любите писать! Какая интересная у нас сегодня творческая группа! Думаю, мы с вами создадим что-то необыкновенное!» Затем хореограф объясняет несколько базовых правил: каждый отвечает за свое тело; каждый танцует так, как он готов сегодня танцевать; все танцуют на пределе своих возможностей.

Разминка начинается опять же со знакомства: Марго просит ритмично похлопывать себя по ногам, по очереди называя имена. Сначала получается вразнобой, однако к третьему повторению слоги имен начинают вписываться в ритм. «Используйте свой голос по-разному. Вы можете сказать свое имя так, как вы его сегодня ощущаете, ваше имя может звучать так или так, или вот так!» — проговаривает Марго на разные лады, то весело, то строго, то удивленно произнося собственное имя. Игра увлекает участников – они хлопают уже не только по ногам, а по всему телу, а затем Марго просит их добавлять свои собственные движения: «Подумайте о движении, которое покажет, как нравится двигаться именно вам».

Участникам дается пару минут для создания своего собственного движения. Затем они объединяются в пары, и два движения сливаются в одно новое. У кого-то все получается сразу и легко. Опытная танцовщица Соня, например, сразу почувствовала себя в своей тарелке: первыми плавно и изящно начинают танцевать руки, движение быстро разливается по телу, захватывает всю Соню, и вот она уже целиком поглощена танцем. Не теряется и ее партнер: подхватывает настроение и… садится на шпагат. Мама Сони Людмила за дочку не волнуется (та в танцевальной стихии давно как рыба в воде), а вот соседнему дуэту спешит на помощь. «Вы никогда раньше вместе не танцевали?» — спрашивает она маму и сына. Мама отвечает, что нет и что она никак не может придумать, как объединить их движения. Людмила решительно берется помогать, и стеснительный Никита, который никак не мог совладать с задачей, под ее добрым, но строгим взглядом все же справляется.

Человеку с инклюзивной средой незнакомому может показаться, что ничего сложного в заданиях, которые дает Марго, нет. Однако для людей с ограниченными возможностями здоровья выполнение даже самой простой на первый взгляд танцевальной задачи может стать большой победой. Марго прекрасно знает, что именно танцевальное искусство доступно каждому: в танце каждый может быть самим собой, в танце проявляется оригинальность человека, и ограниченные возможности здоровья в этом искусстве – не барьер, а повод искать свой неповторимый путь.

Богдана с мамой, к примеру, придумывают движения на коляске: мама слегка прокатывает коляску вперед, а начинающая танцовщица драматично закидывает назад голову. Затем они наблюдают парами, которых Марго попросила продемонстрировать свои движения. «Сегодня все мы – хореографы. Мы будем заимстовать друг у друга, вдохновляться друг другом. Посмотрите на движения этих пар и подумайте, какие бы из этих движений вы взяли себе?» Пока часть зала показывает движения, другие наблюдают. Потом зрители заимствуют понравившийся элемент и добавляют его к своему движению, и так несколько раз. У каждой пары движения наслаиваются друг на друга так, что выходит пусть небольшой, но самый настоящий танец. Процесс просто завораживает!

Вдохновленная победами своих учеников Марго – невысокая, хрупкая, загорелая, с крошечными смешными хвостиками – порхает от одной паре к другой, давая советы или просто наблюдая. У хореографа большой опыт в сфере социально значимого искусства: она начинала свой путь как индивидуальный художник, затем стала членом организации Dance Exchange, а сегодня является руководителем танцевальной компании BodyWise Dance и фокусируется на вопросах инклюзии, общедоступности и популяризации двигательных практик в контексте искусства и терапии. Кто-то из ребят приходит на ее екатеринбургские мастер-классы уже не в первый раз, ведь Марго дает то, что людям с ограниченными возможностями нужно больше всего: она призывает их общаться и совместно творить, верить в свои силы и не сомневаться в своей уникальности, радоваться открытию своих новых возможностей и осознавать, что барьеров для творчества просто-напросто не существует. 

Творческая работа в сфере инклюзии в Екатеринбурге ведется постоянно. Например, следующий мастер-класс в рамках фестиваля «Синяя птица – инклюзив» будет посвящен визуальному искусству. Участники сами создадут дизайн проекта и уникальные сувениры со своими авторскими рисунками. Подробности о фестивале, регистрации, программе мероприятий вы можете узнать на сайте культурадлявсех.рф

Напомним, первый открытый фестиваль юных талантов в области инклюзивного творчества «Синяя птица – инклюзив» состоялся в 2017 году. В нем приняли участие около 300 детей с инвалидностью и их здоровых сверстников. В качестве наставников выступили Татьяна Баганова, Анатолий Марчевский, Андрей Рожков, Светлана Замараева.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры