Поиск по сайту

08 Октября 2018

Рождение художественного образа

Проект #ЗАживое отметил двухлетие наброском нового спектакля


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

1 октября 2018 года проекту #ЗАживое исполнилось два года: два года взращивания в ребятах-актерах (профессиональных и любителях, с расстройствами аутистического спектра и без него), в зрителях и вообще в обществе – органа, отвечающего за коммуникацию, и даже больше – за эмпатию как таковую.

Отмечали «заживовцы» свой день рождения 7 октября премьерой: была представлена первая зарисовка спектакля «Homo Ludens. Человек играющий», основой которого послужила одноименная книга Йохана Хейзинга. Режиссер проекта #ЗАживое Дмитрий Зимин, представляя действие, назвал «Homo Ludens. Человек играющий», который ребята разыгрывали перед зрителями вечером 7 октября, пробами, эскизом, полную версию которого мы сможем увидеть к концу года. Но можно смело утверждать, что у ребят уже получился полноценный спектакль. Ведь что такое спектакль? Действие, в результате которого мы переживаем катарсис, узнавая себя, испытывая инсайт – ментальный, духовный, чувственный. Даже в виде зарисовки «Homo Ludens. Человек играющий» обеспечивает это требование.

«Человеческая культура возникла и развилась в игре и как игра»; «Игра – свободная форма деятельности»; «Поэзия – чистая игровая функция. Она стоит по ту сторону серьезного – у первоисточников, к которым так близко детское сознание, в царстве грезы, восторга, опьянения и смеха. Чтобы понять поэзию, нужно обрести детскую душу, облачиться в нее, как волшебную рубашку, а мудрость ребенка поставить выше мудрости взрослого. Из всех вещей ничто не стоит так близко к чистой идее игры, как эта доисторическая сущность поэзии» – пожалуй, без этих цитат Хейзинга невозможно понимать искусство, актерскую ткань и культурные процессы как таковые. Обращаясь к образу человека играющего в названии спектакля, «заживовцы» настраивают зрителей на определенный лад: мы заранее знаем, что все, что развернется перед нами, – игра. О чем эта игра, каждый будет понимать в силу своего бэкграунда.

Для первого показа «Homo Ludens. Человек играющий» участники проекта разминались на тему живописи, кино и музыки. Живопись и кино обсуждали на сцене ребята проекта #ЗАживое и актрисы, а диалоги о музыке, записанные со слов «заживовцев», озвучивали только актрисы. Ребята, импровизируя, сочиняли для себя смыслы, что значит для них та или иная картина, сцена из фильма или мелодия, а зрители должны были угадывать, что им сейчас описывают. И так рождался образ и сюжет – сначала со слов артистов со сцены в голове зрителя, а затем – при предъявлении правильного ответа – от накладывания того, что получилось у зрителя, на то, что на самом деле описывали ребята.

К примеру, Егор описал нам кадр из фильма, в котором увидел мужчину и женщину, приехавших из России, путешествовать по Америке. Он сходу решил, что их зовут Илья и Валентина. Герои, по описанию Егора, сидели в парке в Нью-Йорке, а на коленях у Ильи лежала коробка с «Лего», и он читал своей подруге стихи Маршака «Багаж».

– Что они дальше будут делать?

– Поедут домой с двумя пересадками – в Париже и Москве.

– Их дома кто-то ждет?

– Мальчик со своей бабушкой.

– Кто он для них?

– Он их сын. Его зовут Денис, а бабушка Наташа.

– Чем бабушка с внуком занимаются, пока родители в Америке?

– Бабушка печет пироги своему внуку.

Каково же было изумление публики, когда в конце этой сцены мы увидели кадр, где Форест Гамп рассказывает о себе случайным людям, сидя на автобусной остановке. Герой действительно воспринимает каждого встречающегося по жизни человека как давно ему знакомого, без стен, барьеров и условностей.

Ваня описал картину Ван Гога «Автопортрет с трубкой» так: он решил, что на картине нарисована женщина по имени Бабариха, она работает в библиотеке, но по вечерам в театре со сцены поет грустную песню «Тихо в лесу. Ночью не спит кабан…», а из театра она едет домой, нарушая правила дорожного движения. Он очень точно описал настроение главного героя, произнеся фразу: «У нее настроение – роль!». И правда, не было ли позерства в действиях художника, отрезавшего себе ухо и запечатлевшего себя на автопортрете? В таких инсайтах и есть самое зерно! В картине «Иван Грозный убивает своего сына» ребята увидели двух героев – Никиту Иосифовича (87 лет) и Валентину Ивановну (87 лет). Они пошли в музей, где Валентине Ивановне стало плохо и ей надо вызвать скорую помощь. А в картине Пикассо «Любительница абсента» зрителям описывали художницу, рисующую на заказ, у которой никак не получается передать точность в глазах.

В знаменитом кадре из «Титаника», где героиня Кейт Уинслет, раскинув руки, наслаждается своей свободой, участница проекта увидела историю девушки и молодого человека, которых зовут Настя и Паша.

– Почему она Настя?

– Прическа у нее такая.

– А он почему Паша?

– Потому что у него такой взгляд…

– А какой у него взгляд?

– Загадочный.

Партнером в этом диалоге был Дмитрий Зимин, он задавал участнице проекта #ЗАживое, интересные вопросы, ответы на них создавали образ: когда ты хочешь обнять человека, что важно сейчас для героини… Важным оказалась радость девушки, которая оказалась первый раз на море, а не то, что вы подумали во власти стереотипов. Образ героини «Титаника» предстал очищенным от клише и штампов.

В записанном и точно воспроизведенном актрисами диалоге на тему мелодии Advent Children Tifa's Theme Piano Version зрители услышали высшую степень игры – игру словами. Оказывается, эта мелодия о мире, где каждый день – солнечный, где центральный праздник – Таватуй (по созвучию с Сабантуем), который празднуют длиной в месяц счастливые люди: они целый месяц танцуют и мешками дарят друг другу подарки.

Сюжеты выходили по жанру и стилю разные – лирические, драматические, детективные, юмористические, иногда с включением пантомимы или музыкальных импровизаций – песен. Самой главной целью стало создание какого-либо образа через коммуникацию. Выстроенные диалоги явились средством создания образа, но не стоит забывать, что научить коммуникации –это цель всего проекта #ЗАживое. Поэтому чувствовалась некая подлинность происходящего – живые реакции: стеснение, неожиданно открывшиеся – прямо на сцене – непрофессиональному актеру смыслы, даже не расслышанные реплики партнера (в один момент актриса неправильно услышала то, что ей говорил партнер: вместо слова «колбочка» она услышала «бомбочка», но это придало сцене новый сюжетный ход). Живая игра сплеталась в художественную ткань и становилась механизмом создания того или иного образа.

Представление у проекта #ЗАживое как всегда получилось настоящее и живое – рождающееся у нас на глазах здесь и сейчас, со множеством глубинных смыслов. В этот раз – о природе художественного образа, об игре в другого, об узнавании себя в другом, о природе артистизма и немного даже об актерской игре как таковой, когда игра становится образом, а затем и сюжетом. Причем о таком сложном рассказано было легко и просто, а местами даже очень смешно.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры