Поиск по сайту

26 Ноября 2018

Дать удочку, а не рыбу

В рамках второго дня на фестивале Inclusive Art прошли очень интересные мастер-классы


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

22-23 ноября в рамках III международного фестиваля инклюзивного искусства Inclusive Art в Свердловском государственном областном Дворце народного творчества прошла серия мастер-классов для людей с инвалидностью и без. Нам удалось побывать на некоторых из них.

Областной дворец народного творчества больше всего похож на огромный космический корабль, бороздящий время и пространство Вселенной. В дни мастер-классов Inclusive Art борт корабля заполнялся веселым гулом – пением, музыкой, разговорами, смехом участников.

Если слева шла речь о концепте в фотографии, то справа – о раскадровке клипа; если, пройдя чуть вперед, мы слышали, чему можно научиться у котенка, то в противоположном углу – как распознать, что пора трансформироваться, чтобы не войти в затяжной личностный кризис. Однозначно можно было сказать, что с таким наполнением корабль летел к качественно лучшей жизни.

Мастер-класс «Актерское внимание – основа профессии» вел Александр Колмогоров (Новоуральск), артист высшей категории Театра музыки, драмы и комедии, лауреат премии «Браво», выпускник ГИТИС, член Союза театральных деятелей. Для начала он рассказал об основных терминах: актерское восприятие, сценическое мастерство, актерское внимание. В форме диалога ведущий и участники мастер-класса разграничивали понятия «артист» и «актер». Такая небольшая теоретическая часть помогла поставить правильные задачи и сделать акценты в дальнейшей работе. Удивительно, но такие довольно абстрактные вещи, как внимание, мастерство, восприятие, наблюдательность в изложении Александра Колмогорова понимали даже самые юные участники мастер-класса.

Затем все учились концентрировать на себе внимание, потому что это важно, и то, как мастерски артист умеет переключать на себя внимание публики, как он с ней общается, – это практически 70 процентов его профессионализма. А еще на мастер-классе искали средства выражения своей фантазии. Всего два часа, а у участников появился еще один метод восприятия мира и общения с ним. А также стойкая мысль о том, что театр, в отличие от развлекательных мероприятий, – для того, чтобы думать.

Мастер-класс «Мобильная фотография как общение» тоже делился на две части – теоретическую и практическую. Андрей Бекшаев (Новоуральск), режиссер документального кино, фотограф, рассказывал о своем становлении в качестве профессионального фотографа, о разумном подходе к критике своих работ – ее необходимости, с одной стороны, с другой – установлении границ ее влияния на личность художника самим художником. Он говорил о том, что без общения в своей среде сложно стать профессионалом. Даже если это будет одностороннее общение: к примеру, Андрей Юрьевич рассказывал, как он учился у Андрея Тарковского – разбирал, как тот делал кадр, пытался повторить, анализировал, что получилось, что нет.

Чаще всего в его речи звучали слова и словосочетания «начитанный», «насмотренный», «умеющий анализировать», «чувствующий». Пожалуй, это будут основные характеристики творческого человека в любой сфере – не только фотографии. Андрей Юрьевич рассказывал, что стоит за чисто технической стороной фотографии. Кроме того, в беседе участники учились не только фотографировать, но и правильно воспринимать, оценивать фотографию: видеть, что тобой манипулируют – слишком хотят понравиться, когда применяют фильтры; оценивать, открылась ли модель фотографу, смог ли он найти с ней общий язык. Так, ребята узнали, какой фотография бездонный повод к общению. Затем участники получили практическое задание: сделать кадр на мобильный телефон, такой кадр, который другие захотят обсудить.

Арт-терапевт Ирина Марченко (Екатеринбург), Уральский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, провела арт-терапевтический тренинг «Моя Вселенная», направленный на самостоятельную профилактику и коррекцию эмоционального выгорания. В этом тренинге было больше родителей и воспитателей детей с ОВЗ, чем участников с инвалидностью. Внешне – все занимались милым делом: вырезали понравившиеся картинки из журнала и клеили коллаж, но внутренне это была серьезная аналитическая работа.

Надо было понять, насколько устойчиво стоит и идет по жизни каждый из участников, проанализировать, выносит ли личность урок из своего прошлого опыта или повторяет ошибки; как подходит к накоплению опыта, к решению проблемной ситуации. По всему выходило, что, чтобы не войти в кризис, мы должны трансформироваться – качественно меняться. В эти два часа ведущая тренинга смогла совместить небольшую арт-терапию с методическим форматом: то есть участники смогли не только сами себя проанализировать и так помочь себе, но и узнали, как это сделать с другими.

Больше всего смеха было на мастер-классе «Музыкальная импровизация», который проводила социальный музыкант Наталья Машанова (Верх-Нейвинск). Тут ребята и их родители или сопровождающие бродили с закрытыми глазами, бурчали и шумели, изгибались, замирали в странных позах. Сопровождалось это все чудесной живой музыкой на гуслях или дудочке. Так участники учились доверять самим себе, знакомым и посторонним людям.

Формировали в себе чувство ответственности за себя и за других. Пытались прочувствовать, что такое доверие к миру и доверие к тебе другого человека. Такие, вроде бы, абстрактные вещи становились в прямом смысле тактильно ощущаемыми. Ведущей было создано уникальное по атмосфере пространство – пространство, в котором хотелось расслабиться, довериться, которое побуждало интуитивно импровизировать.

Еще два мастер-класса были посвящены музыке. И так получилось, что вели его два космических человека – две, как нам показалось, масштабные личности, соответствующие масштабам «космического корабля», в котором проходил фестиваль Inclusive Art.

Владимир Буш (Красноярск), оператор, режиссер, работник телевидения, профессиональный музыкант, руководитель группы «Ху-Хи», делился знаниями и своим мировоззрением на мастер-классе «Основы создания музыкального клипа». Конечно, организаторам надо было выставить возрастной ценз на его мастер-класс, тогда бы свободнее себя чувствовал и сам ведущий, и его зрители. Но даже в сложившихся сложных условиях жесткой самоцензуры Владимир смог донести мысль о необходимости драматургии в песне и сопровождающем ее видеоряде. На примере своего клипа «Дети» он рассказывал о таких сложных вещах, как эмоция и состояние, как через рассказ о состоянии поэт, музыкант, режиссер передает чувства и идеи. Это был самый неформальный ведущий мастер-класса из всех, и почему-то именно о его творчестве захотелось узнать еще больше после общения с ним – так он поражал силой характера. В этом случае вполне можно было бы сказать: творчество в стиле панк тоже может быть арт-терапией и даже больше – системой мировоззрения.

Еще один мастер-класс по музыке вел Антон Черепанов (Москва), клинический психолог, музыкальный терапевт, организатор социального проекта «Оркестр музыкальной терапии «Импровиз» в Барнауле. Этот ведущий поначалу привлек удивительно грамотной и интеллигентной речью для молодого человека – нам уже пора было уходить, но мы остались на его мастер-класс, не просто остались, а, как загипнотизированные кролики, участвовали наравне со всеми. Антон Владиславович умело ориентировался на разную по формату публику – детей, участников с инвалидностью и специалистов, кого-то включал в процесс эмоционально, кому-то успевал давать методическую информацию. Уже через тридцать минут после начала незнакомые до этого друг другу люди, первый раз взявшие музыкальные инструменты в руки, зазвучали вполне гармонично и мелодично, а самое главное – и участники, и случайные зрители почувствовали прилив сил и преобладающий оптимизм.

После таких показателей даже самые скептики начали верить в музыкальную терапию. Конечно, главный секрет объяснил нам ведущий: «Чем мы активнее, тем нам самим лучше. Не бывает «само собой сработало» – просто мы включились в ситуацию и поработали над ней, пусть даже и музыкально. В любом успехе, в том числе терапевтическом, 40 процентов – это работа самой личности, 30 – отношение к нему окружающего мира, 15 – метод, 15 – вера (плацебо). От нас самих зависит почти половина успеха».

Пожалуй, все эти мастер-классы объединяло то, что ведущие давали участникам удочку, а не рыбу. То есть создавали такие ситуации, когда ребята посредством какого-либо искусства могли включить себя в общение, в культурную повестку дня, принять осознанную активную жизненную позицию. В конце концов, осознание своей активной роли – ключ к правильной постановке целей, а затем и их достижение. Эта прочувствованная собственная активность и была результатом, а не создание коллажа, фотографии, танца, песни.

Организаторы фестиваля: Свердловская общественная организация инвалидов «Дело на благо», Некоммерческая организация «Благое дело», проект Управления культуры Администрации города Екатеринбурга «Культура для всех», Некоммерческая организация «Открытый город», общественное движение «ПроДобро».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Дарья / 28 Ноября 2018 в 19:38

На мастер-классе Наталии Машановой не было гуслей и дудочки. Была терапевтическая лира и блок-флейта.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры