Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

12 Июля 2019

Быть нужным важно

Об инклюзивной мастерской «Открытый город»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Мы с удовольствием отмечаем, что Екатеринбург, хоть и медленно, но верно, движется по направлению к созданию комфортных пространств и мест досуга для людей с инвалидностью. Такие аспекты важны. Каждому необходимо не только развивать свои хобби, но и чувствовать себя нужной частью общества. В этом помогает труд. Но работодателей, способных обеспечить рабочими местами людей с инвалидностью, можно пересчитать по пальцам. Так подумали в организации «Открытый город» и создали инклюзивные мастерские «Город мастеров», где люди с расстройствами аутистического спектра учатся различным навыкам, которые могут помочь им при устройстве на оплачиваемую работу. Поддержал их в этом Фонд президентских грантов и Управление культуры Администрации города Екатеринбурга.

Что такое «Открытый город»?

Мастерская — лишь маленькая часть большой организации под названием «Открытый город». Работает она уже пятый год и включает в себя студию двигательных и арт-практик, инклюзивный театр танца «Другие» и ряд проектов, направленных на формирование благоприятных условий для инклюзии людей с РАС в жизнь общества.

Учредителями «Открытого города» стали три семьи, в которых воспитываются дети с аутизмом.

«Мы начали эту работу, так как поняли, что для наших детей нет никаких сервисов, — говорит директор «Открытого города» и инклюзивной мастерской «Город мастеров» Анна Савельевских-Клещева. — Сначала появились театр танца и студия. Сейчас мы перешли к трудоустройству, а следующим этапом должно стать поддерживаемое проживание и создание службы занятости для трудоустройства ребят. Наши мастерские могут принять только 40 человек, а тех, кому нужна такая помощь — больше. И надо понимать, что после периода обучения у нас, они должны уходить куда-то работать. Но найти такие места очень сложно».

Своей задачей организаторы видят привлечение ребят с ментальными нарушениями к труду и выполняют они эту задачу совершенно бесплатно, пытаясь окупить расходы на материалы и зарплату сотрудников с помощью продаж готовых изделий. Благодаря гранту президентского фонда в проект смогли вдохнуть жизнь. Но очень скоро деньги закончатся, до этого момента мастерские должны выйти на самоокупаемость, что очень тяжело.

Подробнее о мастерских

Всего в распоряжении работников их три: столярная, швейная и та, в которой создают бижутерию. Педагоги не ограничивают ребят, так что любым делом при желании могут заниматься и мальчики, и девочки.

Когда приходит новенький, то взаимоотношение с ним выстраивают аккуратно, в комфортном темпе. Сначала пришедшему показывают все мастерские, но ни на чем не настаивают, так как многие ребята зачастую сами не знают, чем хотят заняться. На первом занятии пробуют работу в столярной мастерской с тьюторами. Через некоторое время именно они дают краткое резюме-заключение и переводят работника в следующую мастерскую. Чаще всего участники проекта пробуют работу в каждой мастерской, а уже в дальнейшем определяются, на чем хотят остановиться.

«Постепенно, экспериментируя, мы понимаем, какие операции у человека получаются, а какие нет, — рассказывает о подопечных Анна. — На входе мы такую информацию знать не можем. В большинстве случаев ребята, прошедшие обучение в техникумах, не владеют никакими прикладными навыками, и «корочки» оказываются ничего не значащими. У нас, например, обучается Ваня, который скоро получит диплом столяра, но в столярной мастерской он не может работать. От шума ему некомфортно, пыль его раздражает».

В столярной мастерской проходят очень сложные процессы, так как там находятся станки, к которым ребят пускать не могут из-за техники безопасности. Потому технологию поделили на части: мастер делает заготовки изделий с помощью станков, а подопечные их шлифуют и обрабатывают.

В швейной мастерской одновременно может работать до четырех-пяти человек, но мастера стараются разбивать группы так, чтобы большое количество ребят не приходило одновременно. Иначе с ними не смогут справиться тьюторы, да и самим подопечным может быть некомфортно.

В «Городе мастеров» шьют многоразовые бахилы ярких цветов для взрослых и детей.

В царстве швейных машинок и разноцветной ткани создают красивую и полезную красоту: экосумки и многоразовые бахилы. Изготавливая такие вещи, ученики не просто осваивают полезные знания, но и узнают, как можно помочь природе и человечеству избавиться от пластика. В швейной мастерской ребята из инклюзивного театра танца «Другие» сами придумывают и шьют себе костюмы. К примеру, одна из танцовщиц (Оля) работает здесь же.

Оля — танцовщица и швея.

Оля — единственный работник, которого удалось трудоустроить «Открытому городу». Девушка с мелодичным голосом и приветливой улыбкой часто смеется и говорит, что работать в «Городе мастеров» для нее — радость. Она училась на швею, и, в ее случае, диплом оказался не просто «корочкой». Теперь Оля — передовой работник, наравне с мастерами. Конечно же, для нее рабочий процесс адаптирован. Например, работает девушка не полный рабочий день и всегда имеет возможность прерваться. Анна отмечает, что когда зашла речь о создании мастерских, то Олю пригласили в первую очередь, ведь именно она ярче всех выразила желание заниматься творчеством.

В комнате, где создают бижутерию, за прямоугольным столом ведутся тихие разговоры. Работа кипит трудоемкая — ребята лепят из полимерной глины миниатюрные пончики и мороженки, розочки и разнообразные ягоды. Облепиха, малина, черника и смородина выглядят настолько реалистичными, что при взгляде на них непременно хочется домашнего варенья.

Из получившихся бусин собирают сережки, браслеты, кулоны и все, чего душа пожелает. Однако не каждый, глядя на получившуюся вещь, может представить, сколько часов на нее было затрачено. Так, чтобы сделать одну ягодку малины, у работников уходит около часа, ведь нужно скатать много маленьких шариков, из которых потом и получится готовая бусина.

Процесс в мастерской идет творческий, а ребята приходят разные, поэтому в работе бывают сложности. Всем нужен разный уровень поддержки, многие не могут выдержать рабочую смену дольше двух часов. Да и это время для них — уже напряженная работа. Некоторые устают, начинают нервничать, их нужно на что-то переключать. Иногда возможности ребят позволяют им делать лишь одну операцию, например, Ваня хорошо справляется с изготовлением бусин в виде облепихи. Пока что, он ограничен в своей деятельности и занимается лишь этим, но возможно, в будущем у него появятся и другие умения и навыки. «В подобной работе всегда нужно учитывать потребности ребят: мы мечтаем, чтобы все у нас были трудоустроены, но необходимые для них условия создать может не так уж много работодателей», — подчеркивает Анна.

Психолог для родителя

Директор «Открытого города» и инклюзивной мастерской «Город мастеров» Анна Савельевских-Клещева.

В мастерских работает всего шесть мастеров-педагогов и восемь тьюторов. Есть и небольшой вспомогательный персонал, поддерживающий регулярную деятельность организации — административная команда и маркетологи. Все они – люди не случайные и, как правило, имеют художественную подготовку и понимание того, как нужно работать с людьми с расстройствами аутистического спектра. Есть в организации и психолог Татьяна Петранова. Она оказывает психологическую поддержку родителям.

Самому младшему ученику мастерской 14 лет. У каждого из них есть семья, в которой по-разному смотрят на то, что эти ребята будут работать и у них начнется пусть и небольшая, но самостоятельная деятельность. Программу психологических тренингов в грант закладывали изначально, предполагая, что многим родителям тяжело будет принять мысль о том, что их дети выросли, у них тоже есть своя жизнь, и они должны работать и быть социально востребованными.

«Родителям нужна психологическая помощь, и это нужно понимать: для нас это очень важная часть работы, потому что родители по 24 часа в сутки рядом со своими детьми — им никуда от этого не деться, — Анна знает, о чем говорит, ведь ее семье, в которой четыре ребенка, один с расстройством аутистического спектра. — К тому же все они осознают, что перспектив для их детей особо никаких нет. Уверена, что то, что мы делаем, обязательно «выстрелит», но пока для нас это самое начало. Мы проламываем систему, а она, хоть и не против с нами работать, но очень неповоротлива». Радует то, что обреченности в словах Анны нет, а есть надежда на будущее и радость от уже пройденных шагов.

Мастерская — не развлечение, а настоящая работа

Да, здесь у ребят появляются друзья, складываются настоящие коллективы. Пусть социальные отношения завязываются не очень быстро, но они есть. «У нас сформировалась группа более самостоятельных ребят, которые ходят и в кино, и в кафе, в гости, — говорит Анна. — Но таких немного, человек шесть, многим необходимо постоянное сопровождение».

Время от времени ребята ходят в кино и музеи, предоставляющие адаптивные экскурсии. Например, в Музей истории Екатеринбурга, Объединенный музей писателей Урала, Ельцин Центр, мультимедийный парк «Россия — моя история». Но мастерская «Город мастеров» не ставит перед собой цели развлечь своих подопечных. «Это не самоцель, а дополнительный досуг, — утверждает Анна. — Когда ребят постоянно развлекают — это неправильно. Они не должны все время веселиться, ведь мы с вами так не живем».

Многие такую концепцию прекрасно понимают и принимают, потому их день расписан по часам. Например, Соня ушла из нескольких коллективов для того, чтобы сосредоточиться на танцах. У нее есть перспектива стать помощником тренера и проводить разминку перед тренировкой для других ребят. «Открытый город» старается наращивать профессиональные качества своих подопечных, понимая, что одними развлечениями они не проживут.

Работники серьезно относятся к своим задачам — старательно вышивают, лепят, шьют и шкурят. Мастера подбирают для них новые техники, а тьюторы помогают справляться с поставленными задачами. «Город мастеров» — единственная подобная организация в Екатеринбурге и ей необходимо оставаться на плаву для того, чтобы давать перспективу тем, кого многие грубо называют «бесперспективным».

Что, если я хочу помочь?

Поддержите ребят и приобретите у них одно из изделий. Время от времени мастерская также объявляет сборы средств на дополнительное оборудование, материалы и другие необходимые для работы вещи. Помочь можно не только финансово, но и трудом. В «Открытом городе» будут рады видеть волонтеров, способных привести новых заказчиков, подсказать новые пункты сбыта или заняться дополнительным продвижением мастерской в сети Интернет. В «Городе мастеров» ждут и корпоративных заказов. Их выполнят качественно и в срок, да и ребятам будет веселее работать со знанием, что их продукцию сразу заберут те, кому она нужна. Заказы могут отправлять и по почте в другие города.

Связаться с инклюзивной мастерской «Город мастеров» можно через сеть — у них есть страничка во всех социальных сетях. Скоро заработает интернет-магазин.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов