Поиск по сайту

30 Августа 2019

Рассказать так, чтобы незрячие «увидели»

Об уникальной профессии тифлокомментатора


Текст: Екатерина Чагаева Текст: Екатерина Чагаева
Мне нравится!

В Екатеринбурге завершила свою работу IV Летняя международная школа «Тифлокомментирование как новая социальная услуга для людей с проблемами зрения».

Тифлокомментатор – редкая профессия. Это специалист, который создает лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячим или слабовидящим людям без специальных словесных пояснений. Однако стать профессиональным тифлокомментатором совсем не просто. Это только на первый, дилетантский взгляд кажется, что все легко и прозрачно. Но нет, в этой профессии существует множество  нюансов и подводных камней.



Эти нюансы, а также то, как сделать профессию более популярной, иностранные и российские специалисты обсуждали на IV Летней международной школе «Тифлокомментирование как новая социальная услуга для людей с проблемами зрения». В течение двух дней на площадках Ельцин Центра и Мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» делились своим опытом и обсуждали проблемы работы тифлокомментаторов свыше 80 человек. Среди них – основатель и руководитель компании Mind’s Eye (Великобритания) Энн Хорнсби, актрисы и тифлокомментаторы высшей категории Ирина Безрукова и Анна Цанг, первый заместитель министра культуры Свердловской области Галина Головина и многие другие.

Главным гостем стала, конечно же, актриса, тифлокомментатор высшей категории Ирина Безрукова. Именно она шесть лет назад первой в России озвучила спектакль для слабовидящих зрителей в Московском Губернском театре. «Это профессия, в которой нужно уметь передать все тонкости того, о чем рассказываешь. Нужно знать психологию незрячих, правильно, лаконично выстраивать фразы, которые создают образный ряд. Описать так, чтобы незрячий фактически не заметил этого голоса и будто бы сам увидел спектакль», – поделилась актриса.

Энн Хорнсби рассказала, что тифлокомментирование в театрах Великобритании стало общепринятым явлением с 1990-х годов. «Иногда я смотрю спектакль, который описываю, а мне он совсем не нравится. Но я обязана рассказывать о нем нейтрально, без эмоций и оценки – для того, чтобы зритель сам составил впечатление о спектакле, – отметила Энн Хорнсби. – Или, например, балет. Юбка у балерины называется пачка, но поймет ли незрячий, сидящий в зале, это слово? Только если он читал специальную литературу и осведомлен о балетных терминах. Но как мы это узнаем? Всегда есть очень тонкая грань между тем, где нужно применить специальную лексику, а где лучше обойтись разговорной».

Что касается Екатеринбурга, то в нем для незрячих был адаптирован всего один спектакль – музыкальная сказка «Соловей» в Свердловском академическом театре драмы. Тифлокомментатор в Екатеринбурге тоже есть – Мария Белькова, специалист Свердловской специальной библиотеки для слепых и пока единственный профессиональный тифлокомментатор на всю Свердловскую область. Уже два года она комментирует спектакли для незрячих свердловчан.

На сегодняшний день в нашей стране всего порядка ста профессиональных тифлокомментаторов. Единственное учреждение в России, которое их готовит, – Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп», который находится в Москве. Однако, чтобы пройти в нем обучение, нужно соответствовать ряду критериев: человек должен обладать четкой дикцией, превосходно владеть русским языком, способностью кратко и четко выражать свои мысли, а также знать особенности восприятия информации незрячими. Важны в этом деле и психологическая устойчивость, физическая выносливость, самоконтроль поведения и эмоций, хорошая память и тактичность. 



Благодаря таким встречам о редкой профессии тифлокомментатора в Екатеринбурге знают все больше людей. И кто знает, может, среди тех, кто был на ней, кто-то захочет освоить новое дело и тоже стать тифлокомментатором? В эту профессию, как и в любую другую, нужно вложить душу, чувство такта, ну и конечно же, приобретенные знания. Тифлокомментатор должен описать явление так, чтобы незрячие словно «увидели» то, что происходит на сцене, в зале, в кинотеатре... А это, как оказалось, не так-то просто.

Фото: Татьяна Сильченко

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов