Поиск по сайту

22 Сентября 2020

«В музее мне будет комфортно»

О проекте, призванном помочь людям с ментальной инвалидностью посещать музеи


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Поход в наполненное людьми незнакомое место может вызвать стресс и панику у любого человека, тем более, если он к такому не привык. Людям с особенностями интеллектуального развития в таких ситуациях особенно тяжело. Им может быть сложно воспринимать информацию, ориентироваться в пространстве и общаться с незнакомцами. Чтобы посещение культурных мест было наиболее комфортным, студенты Уральского государственного педагогического университета взялись за разработку специальной программы «Доступный формат создаем вместе!», в которую вошли три экскурсии, социальная история и чек-листы по посещению Музея истории Екатеринбурга. Тест-драйв программы прошел на прошлой неделе. Рассказываем, как это было.


Что такое социальная история?

Это пошаговая инструкция, написанная от первого лица о том, как посещать музей. Ее люди с ментальной инвалидностью изучают перед походом в музей, чтобы снизить тревожность.

Социальная история включает визуальный ряд: фотографию фасада, гардероба, кассы, туалетной комнаты, сотрудников музея и других важных для посетителей локаций, — а еще установленные в учреждении правила. Например, «В музее я буду говорить тихо» или «Верхнюю одежду я сдам сотруднику гардероба». Рассказывают в ней и об объектах, которые могут вызвать стресс или тревогу: шумовых, звуковых, со стремительным видеорядом, — все для того, чтобы подготовить человека к посещению, сделать незнакомое чуточку более знакомым и понятным.

«Мы прописали, как лучше зайти в музей, где расположились высокие лестницы, двери с острыми ручками, на какую экспозицию лучше зайти, а где будет утомительно, когда нужно подавать билет, ведь некоторым ребятам может не понравиться, что берут их вещи. Социальные истории должны помогать, и для того, чтобы все учесть, студенты сами изучали музейное пространство», — отметила один из создателей проекта, магистрант кафедры педагогики и педагогической компаративистики Ксения Веретенникова.

Чек-листы: визуальный и познавательный

Первый работает в паре с социальной историей и помогает посетителю ориентироваться в музейном пространстве уже во время непосредственного посещения. В нем размещены фотографии с залами и экспонатами, инфографикой с правилами и изображением потребностей: вода, еда, туалет. Обратиться к визуальному чек-листу посетитель может в любой момент, а неговорящие или нечитающие люди могут показать смотрителю любую карточку и получить связанную с ней помощь.

Работа с познавательным чек-листом ведется уже после посещения экскурсии. Он помогает туристу осмыслить произошедшее, зафиксировать при помощи текста или рисунков знания о тех экспонатах, что запомнились, понять, какие эмоции вызвал поход в музей.


Социальные истории и чек-листы помогают сделать посещение музея для людей с ментальной инвалидностью более осознанным и спокойным. Потому запуск проекта «Доступный формат создаем вместе!» может снизить стресс не только у посетителей, но и у работников музея, которые зачастую не представляют, как вести себя с необычными посетителями, и теряются.

Разработанные студентами педагогического университета материалы планируют разместить на сайте Музея истории Екатеринбурга, чтобы ими могли пользоваться не только организованные группы, но и индивидуальные посетители и их сопровождающие. Подобные программы успешно работают в Европе и столичных музеях России, Екатеринбург же знакомится с этим впервые, потому необходимо время для адаптации проекта к уральскому зрителю.


Первые впечатления

Проект уже опробовали подопечные некоммерческой организации «Благое дело». Им заранее показали готовые социальные истории по упрощенным маршрутам. Поэтому на месте экскурсантов разделили на три группы. Первая - отправилась изучать историю возникновения Екатеринбурга, вторая - знакомилась со старинными бытовыми предметами, а третья - посетила экскурсию Водонапорной башни. В руках у них не было чек-листов, потому первый эксперимент прошел не совсем чисто и включил только предварительную подготовку и посещение упрощенных экскурсий.

Люди из «Благого дела» доброжелательные, эрудированные и очень любознательные. Заявленных 30 минут многим не хватило, как и информации, которой, как отозвался об экскурсии увлеченный историей и очень общительный Валерий, «могло бы быть и чуточку побольше». В группе резонно возразили: «Если будет больше информации, ты просто устанешь слушать!».


Количество и подача информации и вправду были изменены, а экскурсоводы обращались со взрослыми людьми как с детьми. Создатели проекта, студенты кафедры педагогики и педагогической компаративистики, объяснили, что, разрабатывая программу, они ориентировались на среднюю группу посетителей, где рядом могут оказаться люди с разными видами ментальной инвалидности. Индивидуальный подход не исключен, но только в составе малых групп.

О том, как начиналась работа над проектом, нам рассказала доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Татьяна Дорохова. «Поначалу ребята испытывали небольшую отчужденность, страх, жалость. Им казалось, что ребята с инвалидностью слишком отличаются и боятся сделать что-то не так. Об этом студенты писали в отчетных эссе», — отметила она. Но, судя по тому, как прошли экскурсии и последующее обсуждение, барьеры оказались не такими высокими, чтобы останавливаться перед ними надолго.

Экскурсанты рассказали, что больше всего их заворожил мир предметный: платья, утюги, старинные цепи и гвозди, фотографии старого Екатеринбурга, которые можно сравнить с аналогичными, но современными. Желающим дали подержать в руках огромный молот, которым орудовали строители Екатеринбургского завода и прикоснуться к железной руде. Физические и тактильные ощущения натолкнули посетителей на мысли о тяжелом труде рабочих. Особенно социальное положение горожан XVIII века взволновало девушку Наталью, которая задавала вопросы об их жизни и спровоцировала небольшую дискуссию. Позже Наташа призналась, что не хотела ехать в музей, но очень рада тому, что все-таки решилась.

Покидать экспозиции воспитанники «Благого дела» не спешили и решили дополнительно посмотреть выставку «Екатеринбург на диване» - о городском быте начала ХХ века. Было видно, что Музей истории Екатеринбурга стал для них местом, в которое хочется вернуться. Следующим в проект «Доступный формат создаем вместе!» войдет Центр культуры «Урал». Социальную историю и чек-листы для него целиком создаст проект Управления культуры Администрации Екатеринбурга «Культура для всех». Постепенно все учреждения уральской столицы станут комфортными для людей с инвалидностью. Над этим работают многие неравнодушные люди, а значит такое будущее вполне возможно.

Проект реализован некоммерческой организацией «Благое дело» совместно с Фондом Розы Люксембург и Уральским государственным педагогическим университетом.


поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры