Поиск по сайту

с 22.11.2018 до 23.12.2018

Скульптор Эрьзя и Урал: триумф и трагедия (1918-2018)

Мне нравится!

Культурно-образовательный проект и выставка

С 22 ноября по 23 декабря Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ представляет выставку «Скульптор Эрьзя и Урал: триумф и трагедия», посвященную 100-летию приезда на Урал выдающегося скульптора ХХ века С.Д. Эрьзи (1876-1959).

Выставка подготовлена Международным фондом искусств им. С.Д. Эрьзи (Москва), реализующим международную программу «Скульптор Степан Эрьзя и весь мир», посвященную 145-летию мастера. Этот новый культурно-образовательный проект повествует о ярком и драматичном уральской периоде биографии Степана Дмитриевича Эрьзи, наполненном творческими свершениями и жизненными коллизиями.

«Цель нашего совместного проекта, который мы везем в Екатеринбург, – познакомить жителей Урала с жизнью и творчеством выдающегося мастера ХХ века, чьи жизнь и творческая деятельность были тесно связаны с уральским краем эпохи революции и гражданской войны, рассказать о его учениках и соратниках, а также о деятельности международного фонда, основанного с целью поиска, спасения, изучения и пропаганды творческого наследия мастера», – говорит основатель Международного фонда искусств им. С.Д. Эрьзи Михаил Константинович Журавлёв.

Автор проекта – Елена Бутрова (Фонд Эрьзи), куратор проекта – Ольга Колбина (Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ). Выставка организована при участии профессора архитектуры Владимира Блинова (г. Екатеринбург), фонда MOMartFoundation (г. Екатеринбург), рекламной компании «Галерия» и генерального продюсера Владимира Пирожка (г. Москва).

Программа проекта

  • Присвоение имени Степана Эрьзи одному из топонимических объектов Екатеринбурга.
  • Экспозиция произведений С.Д. Эрьзи, в ее составе: коллекция идентичных слепков произведений С. Эрьзи, созданных им в разные годы в России, Европе и странах Южной Америки, оригиналы которых ныне находятся в малодоступных частных и музейных собраниях (включая произведения уральского периода – «Отдых», «Малая Ева»), а также малоизвестные произведения из частных коллекций Екатеринбурга – «Голова татарки», портрет В. Ленина.
  • Фотовыставка, архивный и библиографический разделы.
  • Презентация новых книг о С. Эрьзе, изданных фондом и его партнерами в последние годы на разных языках.
  • Презентация кинопоэмы «Возвращение гения» (2016, реж. А. Новоселов).
  • Программа фильмов о скульпторе С. Эрьзе.
  • Вечер памяти скульптора С.Д. Эрьзи.
  • Конференция, посвященная уральскому периоду жизни и творчества С. Эрьзи и его современников.
  • Диспуты, беседы, экскурсии.
  • Экспозиция детского творчества международного конкурса «Миры мастера Эрьзи», включающая произведения учащихся Екатеринбурга.

 

Информация о выставке и мероприятиях: www.erzia-fond.com; www.museumarch.com; +7 (343) 372 06 54.

 

Информация для справки:

В июне 1918 года уже хорошо известный в Европе и России скульптор Степан Эрьзя со своей ученицей Еленой Мроз и племянником Василием Нефёдовым выезжает из Москвы на Урал. Первыми местами проживания и работы скульпторов становятся Невьянск и село Мраморское близ Екатеринбурга, где находятся мраморные копи и мастерские по обработке камня. Вскоре в полевской больнице скоропостижно умирает Василий Нефёдов, заболевший по дороге и похороненный впоследствии на местном кладбище.

Осенью 1918 года Эрьзя и Мроз переезжают в Екатеринбург, где Эрьзя назначается на пост организатора скульптурного отделения и мастерских художественно-промышленной школы и буквально создает новый профессиональный центр по подготовке художественных кадров. Скульптор полон  грандиозных планов, он много и успешно творит, собирая вокруг себя талантливую молодежь, заражая ее своим энтузиазмом.

В это период Эрьзя создает свои лучшие работы из уральского мрамора, среди них – серия женских образов: «Скорбь» (1919), «Ева» (1919), «Спокойствие» (1919), «Отдых»(1919), «Женский портрет» (Мечта) (1919).

В 1920 году Эрьзя активно работает в русле ленинского плана монументальной пропаганды, одним из первых создав на Урале памятники, посвященные революции и ее апологетам. 1 мая в центре Екатеринбурга состоялось торжественное открытие ряда монументов, реализованных по замыслу и под руководством С. Эрьзи: памятника освобожденному труду, памятника парижским коммунарам, памятника уральским коммунарам, памятника свободе, памятника (бюста) Карлу Марксу. К сожалению, ни одно из этих грандиозных произведений революционной эпохи не сохранилось, остались лишь фотографии и статьи в архивах.

Именно здесь – на Урале – в очертаниях Алексеевской сопки (близ Златоуста) ему виделся облик вождя мировой революции Владимира Ленина. И хотя дерзким проектам Эрьзи так и не довелось осуществиться, именно Уральские горы придали мощный импульс его творческому воображению – в этот период у скульптора зародился грандиозный замысел воплотить образы выдающихся исторических личностей в горных отрогах. Эта фантазия вселенского масштаба – вполне в духе современной Эрьзе эпохи – не покидала его до конца жизни.

Несмотря на относительно кратковременное пребывание в Екатеринбурге, все же именно уральской главе было суждено стать не только одной из самых ярких и плодотворных, но и самой драматичной в творческой биографии скульптора.

Эрьзя – мастер, прославившийся своими произведениями в лучших выставочных залах Италии, Франции и Германии, приехавший на Урал с грандиозными творческими планами, которые столь удачно начали осуществляться им вначале, именно на Урале впервые испытал жестокие гонения со стороны собратьев по искусству, став жертвой несправедливых наветов и скандалов.

В конце 1920 года после разлада с футуристами и выселения из мастерской Эрьзя уезжает в Москву, покидая Урал навсегда.

На фото: 1. С.Д. Эрьзя. «Отдых». 1919. Уральский мрамор. Фото автора. 2. С.Д. Эрьзя с учениками и помощниками. Екатеринбург. 1919-1920 гг. 3. Памятник Свободе (Освобожденный человек) для города Екатеринбурга. 1919-1920. Уральский мрамор. Не сохранился. (Фото из архива проф. В.А.Блинова).

поделились
в соцсетях

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры