Поиск по сайту

с 16.01.2019 до 28.02.2019

Книга и авангард

Мне нравится!

Вторая из серии выставок, посвященных истории книги, и цикл лекций

С 11 января до 28 февраля в отделе редких книг библиотеки Белинского работает книжная выставка «Книга и авангард».

Первый раздел выставки «Книга и Авангард» знакомит со справочной литературой: монографическими изданиями, сборниками научных статей и научными изысканиями, изданными как приложения к факсимильным изданиям 1920-х – 1930-х годов.

Монография Д.В. Козлова «"Клином красным бей белых": геометрическая символика в искусстве авангарда» не только актуализирует хрестоматийное произведение Лазаря Лисицкого «Клином красным бей белых», но и убедительно показывает, что круг и клин были важнейшим формальным мотивом 1920-х годов. И если «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи – своеобразная эмблема эпохи Возрождения, то для авангарда такой эмблемой стал клин, врезающийся в круг. Эмблемой он стал и для оформления выставки.

В фонде отдела редких книг хранятся уникальные литографированные издания русских футуристов. На выставке можно увидеть оригинальные виды типографского набора, которые применялись для усиления смысла литературного произведения. Так, одна из страниц повести «Третья столица» Бориса Пильняка набрана в виде шляпы Наполеона, а титульный лист сборника «Явь» – конуса.

Отдельный раздел выставки посвящен авангардисткой обложке. Фотомонтаж, коллаж, разнообразные способы типографики и графического дизайна позволили художникам-оформителям и конструкторам книги решать свои художественные задачи на новом уровне. Просители смогут познакомиться как с классиками оформительского искусства книги, так и их последователями и учениками.

На выставке представлена первая публикация Василия Кандинского на русском языке. Автобиографическое эссе представляет собой автоперевод работы «Rukblicke» («Воспоминания», или «Взгляд назад»), изданной в 1913 году в Берлине.

Эта книга стала философским манифестом знаменитого авангардиста. Если в немецком издании репродукции были помещены перед текстом, а сама книга больше походила на иллюстративный альбом с комментариями, то в русском издании картины художника явились неотъемлемой частью повествования. Всего в русском издании помещено 26 репродукций картин 1902–1918 годов.

В технике цветной печати представлена «Композиция 6» 1913 года, созданная по мотивам картины на стекле «Потоп», утерянной еще при жизни художника.

Один из разделов выставки знакомит с литературными произведениями, созданными до начала 1930-х годов. Считалось, что сексуальная революция является следствием социальной и она приведет к раскрепощению, новым формам семьи и небывалой простоте нравов. Но тексты, представленные на выставке, демонстрируют, что «проза, поэзия и драматургия двадцатых – естественное продолжение русского Серебряного века с его пряным эротизмом и манией самоубийства, расцветающими обычно в эпоху реакции.

Русская сексуальная революция была следствием отчаяния, результатом глобального разочарования в большевистском перевороте. Литература НЭПа с ее удивительным сочетанием искренности, безвкусицы и непредставимой в СССР откровенности осталась уникальным памятником этой абсурдной и экзотической эпохи» (Дмитрий Быков).

Авангард в искусстве книги можно понимать как эксперимент: с концепцией, цветом, формой. Последующие разделы выставки дают возможность познакомиться с новым языком, которым авангардисты – иллюстраторы, авторы, редакторы – обращались к читателям.

Экспозиция работает до 28 февраля в отделе редких книг (основное здание, 1 этаж). Вход свободный.

Куратор выставки Ольга Морева.

Справки по телефону: +7 (343)306-40-17.

 

В рамках выставки в отделе редких книг также пройдет цикл лекций.

6 февраля в 18:00

От «Товарища Терентия» до «Роста». Печать и литература на Урале в 1920-е годы.

Лекция посвящена уральской периодической печати 1920-х гг., преимущественно журналам, которые либо имели литературные отделы, либо носили литературно-художественный характер. Кто такой Товарищ Терентий и как он связан с Павлом Бажовым? Улита или УралАПП? Почему в Екатеринбурге поэты были сплошь футуристы? Как боролись с влиянием Есенина на уральскую молодежь? Кто курировал журнал «Рост» и росла ли региональная литература в конце 1920-х? В лекции будет представлена реконструкция литературно-издательского процесса 1920-х на Урале.

Лектор: Юлия Подлубнова, кандидат филологических наук, зав. Музеем «Литературная жизнь Урала ХХ века», доцент кафедры издательского дела Уральского федерального университета, научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН.

 

13 февраля в 18:00

Читатели 1920-х годов: кто они, что читали, как воспринимали прочитанное?

Читатель играет специфическую социальную роль в жизни общества. «Это отнюдь не любой человек, а человек литературно социализированный, не просто умеющий читать, но и владеющий нормами, стандартами, условностями литературной культуры» (А.И. Рейтблат). В период ломки «старого» и утверждения «нового» роль чтения многократно возрастала, происходило «огосударствление читателя» (Х. Гюнтер). «Телегою проекта нас переехал новый человек», – очень точно заметил Борис Пастернак в 1932 году. На лекции пойдет речь о том, что читали и как реагировали на прочитанное на первом этапе «проекта», каким авторам и темам отдавали предпочтения; какие практики чтения были востребованы; так ли стремительно шла перекодировка культурных ценностей и формирование «нового человека». Делопроизводственная документация, периодика, эго-документы и, конечно, сохранившиеся издания это те источники, которые помогают реконструировать чтение в 1920-х – 1930-х годах.

Лектор: Ольга Морева, кандидат исторических наук, заведующая Региональным центром «Книжные памятники Свердловской области» отдела редких книг СОУНБ им. В. Г. Белинского.

 

20 февраля в 18:00 в цикле «Книжные редкости» – «Авангард в книге».

Разговор о русском художественном авангарде сложно представить без истории создания новых визуальных стратегий в оформлении книги. Сотрудничество художников, поэтов и издателей на протяжении 1910-х – 1920-х годов было насыщено изобразительными и техническими экспериментами. Новый визуальный язык, разработанный художниками, «озвучивал», оформлял и даже вскрывал потенциальные неочевидные смыслы литературной основы, предложенной поэтами. Таким образом, в книге органично воплотилось «единство оптики и фонетики». Использование фотографии и коллажа, развитие типографики и графического дизайна значительно расширило арсенал художников и окончательно укрепило значение визуального начала для книги.

На примере работ Н. Гончаровой, М. Ларионова, О. Розановой, А. Крученых, Д. Бурлюка, А. Родченко, Э. Лисицкого, В. Степановой и многих других рассмотрим траекторию художественных инноваций в книге: от ранних экспериментов футуристов до утопических идеалов конструктивистов.

Лектор: Ирина Кудрявцева, искусствовед, заведующая отделом современного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Начало лекций в 18:00, место проведения: отдел редких книг (основное здание, 1 этаж).

Вход свободный.

Справки по телефону: +7 (343)306-40-17.

Куратор Ольга Морева.

поделились
в соцсетях

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов