Поиск по сайту

с 16.10.2019 до 12.01.2020

Сборщики податей

Мне нравится!

Выставка одного шедевра из собрания Государственного Эрмитажа

С 16 октября 2019 года по 12 января 2020 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств пройдет выставка одной картины из собрания Государственного Эрмитажа «Сборщики податей» Маринуса ван Роймерсвале.

В этом году в Екатеринбурге будет показана картина «Сборщики податей» нидерландского мастера XVI века Маринуса ван Роймерсвале после завершившейся реставрации. Эта выставка необычна: традиционно Эрмитаж представляет результаты реставрационных работ и научных исследований в своих залах, но для Екатеринбургского музея изобразительных искусств было сделано исключение. Символично, что отреставрированное произведение впервые увидят в городе, сохранившем его и другие шедевры Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны, куда они были эвакуированы из Ленинграда. Картина «Сборщики податей» Маринуса ван Роймерсвале впервые предстает перед зрителями в том виде, как было задумано художником.

Это произведение очень давно находится в собрании Эрмитажа, куда оно поступило в составе знаменитой английской коллекции сэра Роберта Уолпола в конце XVIII века. Однако принадлежность к этой коллекции была вновь установлена относительно недавно. При поступлении в Эрмитаж картина считалась произведением Квентина Массейса, затем его мастерской и в XX веке ее автором стали считать Маринуса ван Роймерсвале (ок. 1490 – ок. 1567). Существует большое количество повторений этого сюжета. Видимо спрос на подобную композицию был очень большим; и сам художник, и его ученики в мастерской неоднократно повторяли эту картину. Во многих музеях мира находятся варианты этого произведения, они есть в собраниях Парижа, Лондона, Мадрида, Варшавы.

Считается, что первым к теме изображения сборщиков податей обратился Ян ван Эйк, а затем Квентин Массейс. Однако произведение Яна ван Эйка неизвестно. Сборщики податей или Мытари Роймерсвале восходят к картине Массейса, но трактовка образов решается с бóльшим сатирическим содержанием.

Записи в книге и различные бумаги на заднем плане расшифровываются, как записи о поступлении налоговых платежей, монеты прописаны очень тщательно и позволяют определить многие из них. Особый интерес вызывают головные уборы сборщиков податей. Для времени жизни Роймерсвале они анахроничны. Поэтому существует несколько предположений о их происхождении на картине – или это была своеобразная униформа, сохранявшаяся в костюме сборщиков налогов из более раннего времени, или, что возможно, эта деталь костюма была скопирована из картины Яна ван Эйка, для времени которого такого типа головные уборы были вполне обычны.

За долгую жизнь в музее картина перенесла различные реставрационные вмешательства – это и перевод с деревянной основы на холст (в 1841 году Ф. Рыбиным), и несколько реставраций. Одна из них проводилась сразу после возвращения из Свердловска, где находились эвакуированные из Эрмитажа шедевры. Судя по всему, пока картина находилась в ящике, на него протекла вода, и протечку заметили уже только после возвращения в Ленинград. Длительное пребывание в непросушенном состоянии плохо сказалось на состоянии красочного слоя и лака. Произошло разложение в лаковом слое и связующего в красочном слое. Полностью восстановить разложение не удалось, несмотря на реставрацию 1940-х годов. До последнего времени оставались видны следы протечки.

Произведение кисти Маринуса ван Роймерсвале представлено в Екатеринбургском музее изобразительных искусств впервые после завершившейся в 2019 году реставрации, в ходе которой были удалены темный пожелтевший лак, поздние записи авторского слоя живописи, удалось регенерировать связующее и восстановить цвет на участках, пострадавших от протечки. Картина предстает перед зрителем в том виде, в котором ее создал художник. Реставрация показала высочайшее качество живописи эрмитажной картины, подтвердив ее важное место в ряду других вариантов, в чем могут убедиться екатеринбургские зрители.

Куратор выставки – Николай Зыков, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Реставрация картины осуществлена Валерием Бровкиным, художником-реставратором Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.

 

Кроме того, с 16 по 20 октября пройдут дневные и вечерние лекции сотрудников Государственного Эрмитажа, посвященные нидерландскому искусству XV-XVI веков. Лекции будут читаться в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и в УрФУ (Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна) в дневное и в вечернее время. Лекторий носит название «Нидерландская школа живописи XV-XVI веков».

16 октября (среда), лекция 1. От Яна Ван Эйка до Босха. Искусство Нидерландов в XV веке.

14:30 – УрФУ (пр. Ленина, 51)

18:30 – ЕМИИ (ул. Воеводина, 5)

17 октября (четверг), лекция 2.  Нидерландская живопись во времена Брейгеля.

14:30 – УрФУ (пр. Ленина, 51)

18:30 – ЕМИИ (ул. Воеводина, 5)

18 октября (пятница), лекция 3. От алтаря к нравоучительной картине. Новые темы и образы в искусстве эпохи Реформации.

14:30 – УрФУ (пр. Ленина, 51)

18:30 – ЕМИИ (ул. Воеводина, 5)

19 октября (суббота), лекция 4. Менялы, шарлатаны и «злые женщины» в искусстве Северного Возрождения.

13:00 – ЕМИИ (ул. Воеводина, 5)

20 октября (воскресенье), лекция 5. Нидерландская живопись в Эрмитаже. История коллекции.

13:00 – ЕМИИ (ул. Воеводина, 5)

Лекции читает: Людмила Валерьевна Фролова, методист Научно-методического сектора Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа, куратор тем по искусству Северной Европы.

 

Посещение лекций в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5):

– по входному билету: 250 руб. – полный, 100 руб. – льготный

– по абонементу:

  • «Золотой» – действителен в течение одного года на двух человек с возможностью посещения всех выставочных проектов, включая церемонии открытия, посещение лектория, акции «Ночь музеев», «Ночь искусств» – стоимость 2000 руб.
  • «Серебряный» – действителен в течение одного года на одного человека с возможностью посещения всех выставочных проектов, лектория и мероприятий музея, посещение которых возможно при наличии только входного билета в музей – стоимость 1000 руб.

Посещение лекций в Уральском федеральном университете (Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна пр. Ленина, 51, 4 этаж) – бесплатно. Для оформления пропуска в университет необходим паспорт.

Справки по тел.: +7 (343) 287-13-79, +7 908 633 37 90.

Полная программа Дней Эрмитажа в Екатеринбурге здесь.

поделились
в соцсетях

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов