Поиск по сайту

с 29.11.2019 до 06.12.2019

Евразия

Мне нравится!

V Международный музыкальный фестиваль

С 29 ноября по 6 декабря Свердловская филармония при поддержке губернатора Свердловской области в пятый раз проводит крупнейший в регионе музыкальный фестиваль «Евразия».

Межкультурный диалог Восточной и Западной цивилизаций будут вести выдающиеся исполнители России, Франции, Германии, Великобритании, Грузии, и сама музыка – от XII века до наших дней. Среди участников – дирижеры Дмитрий Лисс, Оливер Зеффман, Андрей Петренко, пианисты Пьер-Лоран Эмар, Михаил Плетнёв, Андреас Грау и Гётц Шумахер, певица Юлия Лежнева (сопрано), ансамбль барочной музыки La Voce Strumentale, ансамбль «Мдзлевари», три симфонических оркестра, включая Российский национальный, а также Симфонический хор Свердловской филармонии. Базовый коллектив фестиваля – Уральский академический филармонический оркестр под управлением главного дирижера Дмитрия Лисса.

«От темы диалога двух цивилизаций нам в России никуда не деться, – считает художественный руководитель «Евразии» Дмитрий Лисс. – Глубоко убежден в том, что Россия – европейская страна, но многовековое сосуществование с восточными цивилизациями не могло не отложить отпечаток на национальные архетипы».

«Евразия» раскроет глубинные связи двух музыкальных миров и представит каждый из них в свете фестивальной темы 2019 года – «Песни любви и смерти».

К первому дню фестиваля приковано внимание всего музыкального мира. Причина – обращение к сочинению крупнейшего немецкого композитора второй половины XX – начала XXI столетий Ханса Вернера Хенце. Кантата, посвященная памяти Эрнесто Че Гевары, вдохновленная одним из самых драматических полотен эпохи Романтизма, долгое время находилась под запретом. Ее премьера превратилась в политическую демонстрацию, а сама она стала таким же символом своего времени, как когда-то «Весна священная» Стравинского. Только сейчас «Плот «Медузы»» возвращается на европейские сцены и впервые в России звучит на екатеринбургской «Евразии» (29 ноября).

Ответом на песнь любви обреченной в программе открытия фестиваля (Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера) – станет песнь любви торжествующей («Турангалила-симфония» О. Мессиана) в заключительном концерте «Евразии». «Турангалила-симфония», которую автор называл «индийским вариантом» «Тристана и Изольды» (6 декабря), а также вокальные циклы «Ярави, песнь любви и смерти» и «Пять песнопений» (3 декабря), по замыслу композитора, составляют так называемый «триптих о Тристане». Оливье Мессиан вывел трагическую историю о всепоглощающей любви за переделы европейской культуры. В симфонии особая роль отведена оркестровым тембрам, которые выполняют колористическую функцию (влияние Востока) и являются драматургическим средством (европейская традиция). Не случайно в оркестре появляется редкий инструмент – волны Мартено, который специально будет привезен на фестиваль из Франции. Голос этого инструмента, по словам супруги композитора Ивон Лорио, Мессиан «ожидал услышать на небесах». В «Ярави…» (переводится с перуанского как любовная песнь, которая завершается только со смертью возлюбленных) автор обращается к мифам майя, инков и кечуа. «Триптих о Тристане» – центральная тема «экзотического» периода творчества композитора – впервые в полном виде будет представлена в России.

Еще одной российской премьерой фестиваля станет цикл «Пять песен на слова Пабло Неруды» американского композитора Питера Либерсона, обратившегося к творчеству известнейшего чилийского поэта ХХ века (3 декабря).

В финальной мессиановской программе фестиваля в качестве солиста выступит выдающийся французский пианист Пьер Лоран Эмар – одна из ключевых фигур современного музыкального мира (6 декабря). На четвертой «Евразии» он представлял сольный проект, а сейчас откликнулся на предложение Уральского филармонического оркестра вместе исполнить сочинение своего учителя и друга Оливье Мессиана, а также сыграть один из своих излюбленных опусов – Второй фортепианный концерт Белы Бартока.

И Мессиан, и Барток – планеты «Космоса» Андреаса Грау и Гётца Шумахера (4 декабря). Знакомый фестивальной публике фортепианный дуэт представит музыку ХХ века в сопровождении захватывающих видеоинсталляций Штефана Бёме. Прославленный немецкий кинорежиссер и композитор, сотрудничающий с лейблами Deutsche Grammophon, Sony Classical и Decca, говорит, что для него «музыка означает слышание картинок и историй», где «проекция и лазер – неизменная часть музыкального повествования».

В «евразийской» программе Уральского молодежного оркестра наряду с европейским Виолончельным концертом Элгара (солистка Лора ван дер Хейден), прозвучит азиатский опус Тору Такемицу (2 декабря). Концерт пройдет под управлением одного из самых многообещающих дирижеров своего поколения Оливера Зеффмана. Оркестровой практикой для него было сотрудничество с Валерией Гергиевым и Дэвидом Цинманом, а сейчас молодой дирижер основал собственный коллектив – Melos Sinfonia. Екатеринбургский концерт маэстро с Уральским молодежным оркестром включен в панораму межкультурных проектов Года музыки Великобритании и России.

Высокий образец «чистого жанра» в программе «Евразии» – концерт Российского национального оркестра и Михаила Плетнева, в котором выдающийся российский пианист заново откроет публике Первый фортепианный концерт П.И. Чайковского, обратившись к нему после долгого – почти 30-летнего, перерыва (5 декабря).

Обращение к истокам европейского искусства – музыке барокко – одна из устойчивых традиций фестиваля. Знаковым событием этого года станет выступление барочного ансамбля La Voce Strumentale и певицы Юлии Лежневой, которую знатоки жанра нередко сравнивают с легендарной Чечилией Бартоли. Обладательница «голоса ангельской красоты» (New York Times), «чистоты тона» (Die Welt), «безукоризненной техники» (The Guardian), «феноменального дара» (The Financial Times), «обезоруживающей искренности, всеобъемлющего артистизма и изысканной музыкальности» (The Australian) Юлия Лежнева впервые выступит в Екатеринбурге. 

Традиционный для «Евразии» «экзотический Восток» на пятом фестивале представляет грузинский вокальный ансамбль «Мдзлевари» («Пение птиц») под управлением Кахабера Онашвили. Для Екатеринбурга музыканты предложили программу церковных песнопений с XII века до наших дней, а также народные песни Грузии (обрядно-ритуальные, хороводные, шуточные), признанные ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия. «Мдзлевари» – желанный гость фестивалей в Болгарии, Македонии, Египте, Швейцарии и России, а с 2005 года – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.

Наряду с концертной, фестиваль предполагает обширную офф-программу. Творческие встречи, публичные лекции, автограф-сессии, знакомство с редкими музыкальными инструментами, неформальное общение с композиторами и исполнителями, выставка работ екатеринбургских художников на темы, созвучные фестивалю. Наконец, символ фестиваля – фирменный черемуховый пирог, который гости с радостью увозят с собой в разные страны.

В 2019 году впервые в рамках «Евразии» состоится деловая часть: запланировано проведение международного симпозиума с участием руководителей крупных европейских и азиатских концертных агентств, интендантов известных концертных залов, продюсеров, импресарио. Тема симпозиума – «Знакомство с мировым опытом функционирования и организации деятельности крупных филармонических концертных залов».

Афиша фестиваля и возможность купить билеты по ссылке: https://www.sgaf.ru/festival/22857/afisha.

Программа V Международного музыкального фестиваля «Евразия»

29 ноября, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Открытие фестиваля «Евразия»

В программе:

  • Вагнер. Вступление и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»
  • Хенце. Оратория «Плот "Медузы"» (первое исполнение в России)

Исполнители:

  • Уральский академический филармонический оркестр
  • Симфонический хор Свердловской филармонии
  • Солисты: Фальк Хольгер (баритон, Германия), Сара Вегенер (сопрано, Германия), Владимир Огнев (чтец)
  • Дирижер Дмитрий Лисс

К первому дню фестиваля приковано внимание всего музыкального мира. Причина – обращение к сочинению современного автора Ханса Вернера Хенце, долгое время запрещенному для исполнения. В основу произведения легла трагическая история фрегата «Медуза», потерпевшего кораблекрушение у берегов Сенегала в начале XIX века. Морская катастрофа была увековечена на одном из самых знаменитых полотен эпохи Романтизма – картине Теодора Жерико. На этот же сюжет Ханс Вернер Хенце написал ораторию и посвятил ее Че Геваре. Премьера 1968 года была сорвана, превратившись в политическую демонстрацию, на несколько лет сочинение Хенце было запрещено в Европе.

В произведении задействованы редкие музыкальные инструменты - гобой д’амур, гекельфон, кларнет контр-альто, басовая труба и вагнеровская туба. В России этих инструментов нет, их партии на премьере исполнят артисты Бохумского симфонического и  Дортмундского филармонического оркестров.

30 ноября, 18:00, Свердловская филармония, 6+

Ансамбль «Мдзлевари», Грузия

Грузинский народ поет, как дышит. Не случайно мужской хор «Мдзлевари» выбрал название, которое переводится как «пение птиц». Первозданная красота грузинского многоголосия дошла до наших дней в церковных песнопениях и народных песнях. Их передавали из уст в уста, от отца к сыну, от монаха к послушникам.

В 1994 году знаменитый сегодня хор «Мдзлевари» создали отец и сын Тариел и Кахабер Онашвили. Коллектив записывает концерты на радио и телевидении, выступает в Грузии, Европе, России. Регулярно участвует в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева. На фестивале «Евразия» ансамбль «Мдзлевари» представит программу церковных песнопений с XII века до наших дней, народные песни Грузии, инструментальные наигрыши, лирические песни.

1 декабря, 18:00, Свердловская филармония, 6+

Голос барокко

Юлия Лежнева

Ансамбль барочной музыки La Voce Strumentale

Обладательница «голоса ангельской красоты» (New York Times), «чистоты тона» (Die Welt), «безукоризненной техники» (The Guardian), «феноменального дара» (The Financial Times), «обезоруживающей искренности, всеобъемлющего артистизма и изысканной музыкальности» (The Australian). Юлия Лежнева – одна из ведущих певиц молодого поколения, новая легенда мировой оперы. В 16 лет дебютировала на сцене Большого зала Московской консерватории, в 17 лет завоевала Гран-при на VI Конкурсе молодых оперных певцов Е. Образцовой. Обучалась в Кардиффской академии вокала и Гилдхоллской школе музыки и драмы. В Россию вернулась уже состоявшейся звездой. Юлия Лежнева признана непревзойденным мастером исполнения барочного репертуара, сочинений Моцарта и Россини. Ее партнерами по сцене были П. Доминго, А. Нетребко, Х.Д. Флорес, Р. Виллазон, Д. ДиДонато, Ф. Жарусски, М.Э. Ценчич, Ф. Фаджоли.

На фестивале Юлия Лежнева выйдет на одну сцену с известным барочным скрипачом и дирижером Дмитрием Синьковским и его ансамблем исполнителей-виртуозов на исторических инструментах.

2 декабря, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Оливер Зеффман и Уральский молодежный симфонический оркестр

За пульт Молодежного оркестра на фестивале «Евразия» встанет один из самых «модных» молодых дирижеров. Выпускник Королевской академии музыки в Лондоне, изучал историю и русский язык в Даремском университете, стажировался в Санкт-Петербургской консерватории.

Зеффман трижды номинировался на премию «Прорыв» журнала «Таймс», в 2017 принял участие в исполнении оперы «Написано на коже» Бенджамина на сцене Мариинского театра. После аншлаговых выступлений на фестивале «Звезды белых ночей» (2018) назначен дирижером Лондонского камерного оркестра.

В евразийской программе Оливера Зеффмана – оркестровые пейзажи Такемицу и Дебюсси, вдохновленные эстетикой японского сада и поэзией символистов, концерт «английского Бетховена» Элгара и экспрессивное доказательство Бартока, что страсть сильнее смерти.

3 декабря, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Песни любви и смерти

В программе:

  • Мессиан. «Ярави, песнь любви и смерти» для сопрано и фортепиано
  • Мессиан. Пять песнопений для двенадцати смешанных голосов a cappella
  • Либерсон. Пять песен на слова Пабло Неруды для голоса с оркестром (первое исполнение в России)

Исполнители:

  • Уральский академический филармонический оркестр
  • Дирижер — Дмитрий Лисс
  • Симфонический хор Свердловской филармонии
  • Художественный руководитель и дирижер — Андрей Петренко
  • Мария Остроухова (меццо-сопрано)
  • Александр Шайкин (фортепиано)

В программу концерта вошли два сочинения из так называемого «триптиха о Тристане» Оливье Мессиана: «Ярави, песнь любви и смерти» и «Пять песнопений». Трагическую историю о всепоглощающей любви Мессиан вывел за переделы европейской культуры, обратившись в «Ярави…» к ее аналогу в индийском фольклоре.

У «Песен Неруды» американца Питера Либерсона замечательная, но трагичная история. Его жена Лорейн обожала розовый цвет, и когда Питер увидел розовую книжечку сонетов Неруды, он купил ее из-за... цвета обложки. Зачитался, влюбился в ритм и лирику стихов, положил сонеты на музыку для исполнения любимой женой. Они стали для нее лебединой песнью. В них – грусть, любовь и нежное прощание.

4 декабря, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Космос

Грау – Шумахер

Ансамбль Андреаса Грау и Гётца Шумахера – музыкальное братство двух виртуозов-единомышленников. Высокая исполнительская репутация и новаторские программы открыли ансамблю лучшие европейские залы, дуэт встречали на крупнейших музыкальных фестивалях. Записи Грау - Шумахера отмечены наградами французских журналов «Le Monde de la musique», «Diapason» и британского «Gramophone».

В рамках фестиваля «Евразия» дуэт представит произведения Мессиана, Куртага, Крама, Штокхаузена, Бартока, Этвёша. Видеоинсталляция для программы выполнена известным немецким кинорежиссером и композитором Штефаном Бёме.

5 декабря, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Михаил Плетнев

Российский национальный оркестр

Михаил Плетнев – гордость русской школы, особый, удивительный пианист, которого знают на всех континентах. Основатель, художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра. Собранный из числа первоклассных музыкантов и единомышленников, оркестр завоевал репутацию одного из лучших в мире, и первым в истории российских симфонических коллективов получил премию Grammy.

Сквозной сюжет творческой жизни Михаила Плетнева – постижение творчества Чайковского. Одно из решающих событий в судьбе – триумф на VI конкурсе им. Чайковского, дебют в качестве оперного дирижера в Большом театре – «Пиковая дама». Записал почти всю фортепианную и оркестровую музыку композитора, предложив трактовки, которые считаются эталонными. В концерте фестиваля «Евразия» в исполнении Михаила Плетнева и Российского национального оркестра прозвучит Первый концерт Чайковского и симфоническая сюита «Шехерезада» Римского-Корсакова.

Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны»

6 декабря, 18:30, Свердловская филармония, 6+

Закрытие фестиваля «Евразия»

В программе:

  • Барток. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
  • Мессиан. «Турангалила-симфония»

Исполнители:

  • Уральский академический филармонический оркестр
  • Дирижер Дмитрий Лисс
  • Пьер-Лоран Эмар (фортепиано), Франция
  • Натали Форже (волны Мартено)

Закрытие фестиваля «Евразия» станет музыкальным событием мирового уровня. В исполнении Уральского филармонического оркестра под руководством Дмитрия Лисса прозвучит одно из самых загадочных произведений мирового оркестрового репертуара – «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана. Сольную партию исполнит выдающийся французский пианист Пьер-Лоран Эмар. Лауреат премии Королевского филармонического общества «За достижения в области инструментального исполнительства», обладатель премии Victoires de la musique как лучший инструменталист Франции, почетный член Королевской академии музыки в Лондоне и Баварской Академии изящных искусств считается одним из лучших исполнителей музыки Мессиана.

«Турангалила-симфонию» Мессиан видел как «песнь любви, гимн радости, движению, времени, ритму жизни и смерти». Для воплощения замысла ему понадобился голос удивительного инструмента – волн Мартено. Специально для фестиваля редкий электроакустический инструмент будет привезен из Франции. Партию волн Мартено исполнит преподаватель Парижской консерватории Натали Форже.

поделились
в соцсетях

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов