Поиск по сайту

19.01.2020

MET Opera в кино: Эхнатон

Мне нравится!

Серия показов из Metropolitan Opera: Древний Египет и современный цирк в опере на музыку Филипа Гласса, 16+

19 января в 15:00 в «Киномаксе» (ул. 8 Марта, 149, ТРЦ «Мегаполис») и в «Синема Парк Алатырь» (ул. Малышева, 5, ТРК «Алатырь») пройдут показы оперы «Эхнатон» в рамках проекта TheatreHD «MET Opera в кино».

Взгляд на древний Египет из ХХ века, легендарные правители – Эхнатон и Нефертити, их дети и родители, таинственные жрецы и даже юный Тутанхамон (хотя и не поющий). Минималистичная партитура Филипа Гласса зазвучит ярче с насыщенным действием, в котором принимают участие акробаты и жонглеры.

Американец Филип Гласс – живой классик минимализма, одного из самых влиятельных музыкальных течений XX века. Написанный в 1983 году «Эхнатон» – заключительная опера его «портретной трилогии», посвященной масштабным персонажам мировой истории, захваченным собственными идеями и повлиявшим с их помощью на человечество. Но если предыдущие части трилогии – легендарный «Эйнштейн на пляже» (1976) и «Сатьяграха» (1979) – рассказывают о жизни и концепциях героев сравнительно недавнего прошлого (соответственно, Альберта Эйнштейна и Махатмы Ганди), то «Эхнатон» отправляет нас на три с половиной тысячи лет назад. Историю древнеегипетского фараона Эхнатона, завороженного богом солнца и пытавшегося ввести культуру поклонения исключительно этому богу в политеистическом Египте, некоторые ученые считают прообразом и предвестником появления авраамических религий. Словно подчеркивая эти связи, Гласс в своей опере смешивает языки: древнеегипетский соседствует с библейским ивритом и языком публики, для которой осуществляется конкретная постановка.

Начав писать оперы в 1970-е, Гласс сумел предложить новый тип организации оперного материала, не опирающийся на арийно-речитативный способ развития сюжета. От сюжета как двигательной силы он в известном смысле вообще отказывается: скажем, при написании «Эйнштейна на пляже», композитор сочинял музыкальные иллюстрации к эскизам, созданным режиссером Робертом Уилсоном. «Эхнатон», как и другие оперы Гласса, представляет собой последовательность медитативных музыкальных зарисовок, а развитие действия опирается на смену ритма в повторяющихся фразах. В этом движении слышатся одновременно величественность и тревога (любители кино легко узнают во вступлении к «Эхнатону» музыку из «Левиафана» Андрея Звягинцева). Заглавная партия написана для контратенора: в этом нетипичном для современной оперы решении – намек на хрупкую и, возможно, андрогинную природу Эхнатона, неизменно поражающую исследователей в многочисленных скульптурных изображениях египетского фараона. Эта контрастная высотность становится особенно заметна на фоне отсутствия в оркестре скрипичной секции, делающего мистическое звучание «Эхнатона» еще более густым и мрачным.

Спектакль Фелима Макдермота, перенесенный в Мет из Английской национальной оперы и удостоенный в 2017-м Премии Лоуренса Оливье, способен удивить изысканностью костюмов и общим качеством картинки, но запоминается в первую очередь тем, как синхронно и виртуозно работающие группы актеров визуализируют музыкальный метод Филипа Гласса: повтор и течение, тревога и величественность, кружение и красота.

Действующие лица и исполнители:

Царица Тия – Дизелла Ларусдоттир

Нефертити – Дженай Бриджес

Эхнатон – Энтони Рот Костанцо

Верховный жрец Амона – Аарон Блэйк

Аменхотеп – Закари Джеймс

Над спектаклем работали:

Дирижер – Карен Каменсек

Режиссер – Фелим Макдермотт

Художник – Том Пай

Художник по свету – Бруно Поет

Художник по костюмам – Кевин Поллард

Продолжительность: 3 часа 25 минут, с двумя антрактами.

Язык: английский, русские субтитры.

Билеты: 600 руб.

2019

16+

поделились
в соцсетях

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов