Поиск по сайту

06 Февраля 2015

Митино безумие


Мне нравится!

4 и 5 февраля на обновленных площадках Екатеринбургского театра юного зрителя прошли гастроли «Гоголь-центра». Мы побывали на спектакле по повести Ивана Бунина «Митина любовь» и были очарованы.

 

Режиссеры в последнее время чаще обращаются к творчеству этого русского писателя. И если Никита Михалков в «Солнечном ударе» взывает к Бунину с тоской по утерянной дворянской России, то Владислав Наставшев в спектакле «Митина любовь» обращается к Бунину-психологу, с его трагическим пониманием любви.

На малой сцене ТЮЗа — большая черная вертикальная стена, в которую ввинчены черные штыри. В одном ее углу прикручен старый проигрыватель с заезженной пластинкой и телефонным диском. По диагонали, в другом углу — телефонный аппарат. Из реквизита — кружка, привязанная к веревке, бутылка водки да дверной замок.

Полтора часа на глазах зрителей два человека — юноша и девушка — живут на этой стене, передвигаясь, взаимодействуя друг с другом, цепляясь за штыри, как за последнюю надежду. Почти полтора часа ни один из них не касается «земли». Они напоминают то птиц на ветках, то обезьян в джунглях — существ, для которых земля зачастую опасное место, потому что здесь живут люди. Простые земные люди с земными же желаниями, страстями и осязаемым счастьем.

Человека два, а герой на сцене — один. Это юноша Митя (по-бунински трогательный и чистый Филипп Авдеев), влюбленный в увлеченную театром и красивой жизнью, легкую «попрыгунью» Катю. Он любит, а она лишь играет в любовь. Он любит, а она лишь грезится ему, является, как в бреду, в каждом встреченном человеке: в матери, горничной Параше, девке Соньке, замужней Аленке и даже в старосте. Актриса Александра Ревенко сыграла всех персонажей, гениально оставшись при этом лишь иллюзией.

Сюжет бунинской повести сжат до самого последнего предела. Из него по-чеховски уходят в подтекст поэзия отражений чувств Мити в природе; длинноты его встреч с другими людьми; повествователь, который знает о потерявшем голову мальчишке самое сокровенное. И весна уходит, и счастье любви, наполнившей существование юноши смыслом.

Всё это замалчивается, чтобы высветить историю любви-безумия, в которой всё — иллюзия одного человека, и всё лишено почвы под ногами. «Полюбив, мы умираем», — эти слова черного невольника из песни, услышанной Митей в бунинской повести, могли бы стать эпиграфом к спектаклю «Гоголь-центра».

«Митина любовь» Владислава Наставшего — история чистой души, которая стремится в безумном порыве удержать свою «вертикальную» высоту, пытаясь дотянуть до нее другую, «горизонтальную» душу. Не справляется и, оставшись без подпорок (они в спектакле овеществлены — во время физической близости Аленка вытаскивает из стены почти все штыри, благодаря которым герои взаимодействовали), уходит в небытие, в темноту.

Прекрасная финальная сцена высвечивает конфликт между вымыслом и реальностью, чистой необыкновенной любовью и рядовым физическим влечением, синонимичным для Мити конфликту между жизнью и смертью. Крутится заезженная пластинка, Митя стоит, прислонившись к черной стене, босой, в одних штанах и горько плачет, слушая Катино щебетанье в телефонной трубке о том, что все прошло, что да, он был прав:  директор школы увозит ее куда-то далеко. Митя слушает Катю, а слышит тихую печальную песенку о том, что теперь в нем пустота, а значит, все в его жизни кончено.

 

Автор: Елена Азанова

Фотографии с сайта http://gogolcenter.com

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Марина / 11 Февраля 2015 в 14:11

Спасибо большое за отзыв) Я сходила на спектакль "(М)ученик" и хочу поделиться с вами впечатлениями.


На сцене почти пусто: в углу старый телевизор и микроволновая печь, сборка из Икеи, складные стулья, совсем высоко – маленькая полка, на которой стоит цветок, до которого ни дотянуться, ни полить. На сцене, кто с надрывом, кто со злобой, кто с равнодушием или недоумением, поочередно появляются – ученик Южин, его мать и одноклассники, батюшка, директриса и пара-тройка учителей. На сцене идет «(М)ученик» - новый спектакль Гоголь Центра в постановке Кирилла Серебренникова.
«Мученик» - это адаптированная и переписанная на российский лад пьеса современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Обычный подросток Вениамин Южин ни с того ни с сего становится религиозным террористом, без устали третирующим одноклассников и учителей Священным Писанием. Он вырывает из Библии цитаты, которые тут же высвечиваются на заднике сцены со ссылками на источник: мол, не верите – проверьте сами. Южин – ригорист, фанатик, статичный персонаж, который на протяжении всего действия не меняется. Кажется, что ему просто доставляет удовольствие манипулировать людьми, а средство – вторично. Говорят, заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет. Но Южин не такой уж дурак, потому лоб в финале расшибет не он, а его «ученик», невинный мальчик-инвалид Гриша.
Самое удивительное, что подросток оказывается сильнее взрослых, которым проще уступить Венечке и пустить все на самотек. Единственный, кто противостоит новоявленному апостолу – школьная учительница биологии и психолог по совместительству, но Южин и на нее найдет управу, загонит в ловушку. И ей ничего больше не останется, как прибить свои кроссовки гвоздями к сцене со словами: «Я никуда не уйду. Мое место здесь. Я остаюсь, потому что мое призвание – учить детей».
С первых минут становится понятно, что школа – это модель страны в миниатюре, а «Мученик» - конечно же, спектакль о современной России. А еще это – крутой публицистический замес из самых актуальных, злободневных и вечных тем. Здесь сплетаются православие и дарвинизм, антисемитизм, свобода слова и тоталитаризм, Сталин и Путин, Мессия и Ученик, гомосексуализм и гомофобия, отцы и дети. Икеа на этой сцене превратится в крест, директриса будет выпивать во славу Бога и за эволюцию. Памфлет, драма и карнавал – все вместе в пределах каких-то пятидесяти квадратных метров. Одного здесь не будет – любви, той, которая и есть Бог, и ради которой хочется жить.
Вопрос – кто же в пьесе (м)ученик – остается открытым. Южин, Гриша или учительница биологии? А может, все, кто живет в этой бескрайней и безбашенной стране? Ну а как по мне – так это тот цветочек, на высокой-высокой полке, стоял себе, никому не мешал, пока и ему не прилетело огромным крестом шведского производства.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры