Поиск по сайту

13 Марта 2015

Литературная матрица: трехмерный Тютчев


Мне нравится!

12 марта в библиотеке имени М. Горького прошла открытая лекция поэта Юрия Казарина, посвященная творчеству Фёдора Ивановича Тютчева.

Как известно, 2015 год объявлен в России Годом литературы. Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга специально подготовило для горожан уникальный проект «Литературная матрица: Екатеринбургский вариант». Проект стартовал в библиотеке имени М. Горького в октябре 2014 года. Основная идея — показать русскую литературу с нетрадиционной, нетривиальной стороны. Его участники буквально пропускают через себя произведения классиков и на выходе презентуют своим слушателям необычный взгляд на автора и его творчество. Такой подход к изучению литературы находит живой отклик у читателей и слушателей проекта.

Выступление Юрия Казарина продолжило серию публичных лекций известных уральских писателей и поэтов о классической русской литературе. Организаторы проекта рассчитывали в основном на молодежную аудиторию, их целью было привлечь внимание молодого поколения к русской классике. Однако, как показала практика, на лекции с удовольствием приходят люди разных возрастов и профессий: школьники, студенты, начинающие поэты, люди среднего возраста и пенсионеры. Все те, кому небезразлична литература в широком понимании этого слова, поданная не только сквозь призму скучной школьной программы, а как нечто большее, выходящее за все возможные пределы и рамки.

Юрий Викторович — профессор УрФУ, доктор филологических наук, заведующий отделом поэзии журнала «Урал», известный уральский поэт и писатель. Академически-выверенный, логический склад ума и многолетний опыт лектора удивительным образом сочетаются в нем с особой мелодикой речи чтеца и поэта, с музыкальным проговариванием мыслей и чувств, с лирикой в истинном понимании этого слова. Поэтому каждое его выступление — это не только познавательная лекция, но и некая почти театрализованная миниатюра.

Рассказывая слушателям о творчестве Федора Тютчева, Казарин попутно читает множество мини-лекций о Пушкине и Мандельштаме, о Тургеневе и Жуковском, о Бродском и Данте. О смысле жизни и торжестве смерти, о Поэзии и Мироздании, о Метафизике и Боге. Все это настолько органично и непосредственно, что слушатель порой и не замечает, что он уходит с лекции настолько обогащенный духовно, как если бы прослушал краткий университетский курс по многим дисциплинам, включая литературоведение, философию, теологию и т. д. Лишь потом, спустя какое-то время, он осознает, что эта лекция была не только и не столько о Тютчеве. В этом, конечно же, заслуга поэта и лектора Казарина, но и большей частью — личности самого Федора Тютчева.

 

Биография Тютчева известна любому образованному человеку из школьной программы: родился в начале ХIX века, получил отличное образование, долгое время работал дипломатом за границей, затем цензором в Министерстве иностранных дел России. Известен своими весьма консервативными взглядами, ярый русофоб и славянофил, как сейчас сказали бы — настоящий патриот. Горячий приверженец государственной власти и преданный ее поклонник. Словом, «сухарь», консерватор и в хорошем смысле бюргер.

Эту сторону Тютчева раскрывает множество созданных им «государственных стихов», так называемых «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах». В них он совершенно искренне восхваляет власть во всех ее проявлениях, описывает дела государственной важности, исторические и политические события тех лет.

И в то же время биографы и литературоведы описывают его как страстного и пылкого любовника, настоящего лирического героя, одержимого всеми мыслимыми и немыслимыми страстями. Как известно, у Тютчева было две официальных и одна гражданская жена — Елена Денисьева. Она-то и стала, пожалуй, самой важной женщиной в его жизни, коей он и посвятил множество своих замечательных и проникновенных стихотворений. Переживая смерть и разлуку, страсть и предательство, боль утраты и радость узнавания, Тютчев творил истинные шедевры любовной лирики.

Эти две ипостаси Тютчева лежат как бы на поверхности, они изумляют исследователей творчества поэта, заставляя задуматься, как они могут уживаться в одном человеке. Однако Юрий Казарин идет дальше и открывает слушателям третью, незримую сторону Тютчева, его «метафизическую» оболочку, его «третий глаз», «тайный сад» его творческой натуры. Он буквально провозглашает Тютчева «первым русским поэтом-метафизиком».

О чем же пишет Тютчев-метафизик? Обо всем и ни о чем. О жизни и смерти. О красоте и уродстве. О поэзии, которая скрыта от нашего глаза и которая везде. В каждом явлении природы, в каждом листочке, в каждой травинке, в душе каждого человека и в то же время — нигде. Умение увидеть эту красоту, прочувствовать гармонию окружающего мира и пространства и выйти за его пределы — вот показатель мастерства настоящего поэта, по мнению Юрия Казарина. Умение вербализировать окружающую действительность, перевести это удивительное чувство пустоты и ничтожества в слово, подобно бусинам на нитке мироздания нанизывать слова друг на друга, составляя поэтические строчки, из которых рождается наша действительность — удел немногих в этом мире.

Как образно выражается Юрий Викторович, «настоящая поэзия — это неприкосновенный запас Бога». Настоящих поэтов очень мало. И среди них — Федор Иванович Тютчев. Лекция Юрия Казарина стала поводом вновь обратиться к творчеству великого русского поэта XIX века, искать и находить в нем тайные смыслы, узнавать в его бессмертных строчках себя, рождаться и умирать. А это значит, что проект «Литературная матрица: Екатеринбургский вариант» живет и будет жить.

Муниципальное объединение библиотек приглашает читателей на следующую лекцию, которая будет посвящена творчеству выдающегося писателя Александра Солженицына.

А в качестве послесловия хочется привести стихотворение Федора Тютчева «Фонтан», одно из любимых произведений Юрия Казарина:

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.


О, смертной мысли водомет,

О, водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

<1836>.

Автор: Алла Карфидова

Фоторепортаж: Татьяна Чучкалова.

 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Прямая линия
Управление культуры
Места
База тегов
Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша