Поиск по сайту

09 Апреля 2015

Военная мистерия с элементами речитатива


Мне нравится!

7 и 8 апреля Свердловский академический театр драмы принимал на своей сцене полномасштабный театральный проект режиссера Владимира Панкова «Война». Показ состоялся в рамках XII Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова в Екатеринбурге.

Трагедия, которая объединила

Спектакль «Война» открыл региональную программу XII Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова в Екатеринбурге. На средства от гранта Правительства Свердловской области на сцене Свердловского академического театра драмы будут показаны три уникальных спектакля.

«Как известно, кризис — в головах. Мы, безусловно, поддерживали и будем поддерживать Чеховский фестиваль, сказал на пресс-конференции министр культуры Свердловской области Павел Креков. Во-первых, это возможность показать нашим зрителям высококачественный и современный театральный продукт. Второй принципиальный момент — это свидетельство интеграции города во всероссийское и мировое театральное пространство».

Постановка «Война» родилась в содружестве Чеховского и Эдинбургского фестивалей. Представителей двух разных культур, двух народов объединило воспоминание об одной общей боли о Первой мировой войне. В масштабном спектакле приняли участие народная артистка России Евгения Симонова, народный артист России Игорь Ясулович, а также актеры Павел Акимкин и Мария Биорк.

Эффект погружения

Свист пуль и грохот бомбовых ударов, давящий на уши заунывно-певучий речитатив «Илиады» Гомера, крики и стоны раненых. Нестройные модернистские хоралы, бухающие духовые инструменты и живые, растянутые во времени и пространстве причитания. Из этой чудовищной какофонии складывается песнь войны, личная the sound drama режиссера.

«Наша труппа видит эту пьесу как некоторую трехмерную вертикаль музыки, литературы и драматургии. И в этом ее сила и ее мощь. В этом ее художественная ценность. Полисинтетические средства художественной выразительности уже давно и прочно вошли в театр, так почему бы и не дать им одну из главных ролей на уровне с нашими мэтрами? Мистерия с элементами речитатива, как его определил режиссер, мозаика звука, света, пластики и стереоэффектов», так о спектакле «Война» сказано в пресс-релизе.

Глядя на сцену, погружаясь в жуткий хаос звуков, хочется заткнуть уши, зарыться, как солдатику, во влажный грунт, в траншею и лежать. Лежать так неподвижно, чтобы смерть обошла тебя стороной, не заметив в этом комочке исподнего человека.

«Война является центральным персонажем нашего спектакля. Как у всякого персонажа, у нее есть свой характер, представленный в драматическом развитии: от абстрактной категории, до реальной, осязаемой роли ужаса и смерти», напишет Владимир Панков.

Женщина с холодными губами

Война в постановке режиссера предстает вполне взрослой барышней, чуть резкой, чуть грубоватой, но с собственными жизненными устоями, одетой в легкое пальтишко и фильдеперсовые чулки, в шляпке и при помаде. Она еще не успела сбежать с поля боя и еще целует немыми губами губы молоденьких солдат, которые не хотят умирать, но понимают, что их ждет.

Это она является бойцам в горячечном бреду в образе юной подруги, с которой не успел сходить в кино и поцеловать на прощанье в парке, которой не сказал те самые главные слова и не угостил мороженым в свой единственный выходной день.

Сейчас вокруг тебя, лежащего на операционном столе солдата, парят то ли ангелы в белых рубашках, то ли болтаются мертвые тела в серых грязных шинелях, которые уже никогда не станут твоими товарищами. Их всех забрала Смерть, так же, как забрала она древнегреческих героев у стен Трои. И та чистая светская офицерская жизнь, с вечерами и шампанским, кажется из этого ада такой далекой, такой эфемерной, как звуки старого патефона, с хрипотцой играющего что-то невообразимо прекрасное.

Если ты вернешься с поля боя, тяжелораненый или, слава богу, живой, ты будешь искать глаза своей Войны во взгляде всех встречных девушек, искать свою убитую молодость.

Одна боль на всех

Почему же режиссер выбрал для осмысления события Первой, а не Второй мировой войны?

«Российские драматурги обходит стороной тему Первой мировой войны. Словно эта война предана забвению, или люди просто боятся браться за этот материал. Таково свойство человеческого сознания: они отслеживают события поочередно, естественно ближайшая война для нашего поколения Вторая мировая. Мы знаем этих людей лично», говорит режиссер спектакля Владимир Панков в интервью журналу The Guardian.

Как и любая другая Война, Первая мировая беспощадна к своим героям. Поэтому не стоит ее делить на «нашу» и «не нашу». И молодые солдаты Европы, и молоденькие мальчишки из России видели Войну одинаково. И спасительную медсестричку, бегущую под взрывами снарядов с бинтами в сумке, видели, и грузную женщину в заляпанном кровью халате, с жесткими, как стальные иголочки, глазами.

Рисуя войну как всеобщее зло, не знающее ни времени, ни границ, Владимир Панков в своей постановке обращается к самым разным произведениям: роману английского писателя Ричарда Олдингтона «Смерть героя», «Запискам кавалериста» Николая Гумилева, а также «Илиаде» Гомера. Последний, кстати, звучит со сцены на языке оригинала.

История о Человеке

Спектакль был задуман и создан около трех лет назад, но сегодня он кажется очень своевременным. «Играя в спектакле, мы все чувствуем себя такими ничтожными, такими маленькими на общем фоне ужасов войны. Мы все карлики, стоящие на плечах у Великанов», – цитируя Умберто Эко, сказал на пресс-конференции замечательный актер Игорь Ясулович, исполнивший в спектакле роль отца главного героя.

 «Нужна ли нам война? Неужели человек не может обойтись без того, чтобы стирать с лица земли города и целые цивилизации во имя начала новой жизни? размышлял на пресс-конференции режиссер Владимир Панков. Этот вопрос не адресован конкретному человеку. Мы задаем его правительствам и богам».

Автор: Алла Карфидова

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Прямая линия
Управление культуры
Места
База тегов
Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша