Поиск по сайту

02 Августа 2016

Уралмаш как дом и феномен


Мне нравится!

В Музее истории Екатеринбурга открылась выставка, посвященная одному из самых легендарных культурных пространств нашего города. Называется она «Уралмаш: вход со двора». На языке фотографий и воспоминаний, взяв за сюжет изменение типовой застройки, она рассказывает о том, с чего начинался и как на глазах рос старейший район Свердловска-Екатеринбурга.

Выставка «Уралмаш: вход со двора» является частью большого проекта «Уралмаш – производство будущего», который в прошлом году получил грант Благотворительного фонда В. Потанина. Его автором является директор Центра культуры «Орджоникидзевский» Сергей Каменский. А начался он с успеха антиэкскурсии «Автобус №33», которая была запущена в рамках параллельной программы Третьей индустриальной биеннале современного искусства в прошлом 2015 году. Необычный автобус курсировал по микрорайону Уралмаш, а его пассажиры слушали живые истории обычных уралмашевцев о памятниках архитектуры, улицах, дворах, знаковых именно для этих людей местах.

 Новая выставка в Музее истории Екатеринбурга получилась тоже очень теплой, домашней – и речь здесь не столько об атмосфере. Дом стал центральным символом экспозиции. Это и место для жилья, и метафора почти сыновьей любви создателей выставки к Уралмашу – месту рождения, генеалогических корней, семейной памяти, Родине.

 

История о Доме рассказывается на языке фотографий, основывается на записях одного из основателей Музея истории Уралмашзавода Виктора Николаевича Анфимова и фрагментах дневника писателя Михаила Пришвина, который, побывав на стройке уралмашевского соцгородка, вместо вдохновенного очерка для журнала «Наши достижения» написал: «Это ужас! Лучше бы стоял лес!» В основу выставочного «сюжета» положено изменение типа жилья для работников Уралмашзавода, набирающего в 1930-е годы темпы развития. Менялось время – и землянки сменялись бараками, затем деревянными и каменными строениями, сталинки – брежневками и так далее.

 Директор Музея истории Уралмашзавода Сергей Степанович Агеев рассказывает о периоде возникновения заводского поселка с нескрываемым восхищением, как о периоде пассионарного взрыва на отдельно взятой территории. «В 1928 году заложили камень в фундамент первого цеха завода «Уралмаш». Через пять лет уже и завод огромный действовал, и поселок, что само по себе феномен, – говорит он. – Строились не отдельно, а в комплексе. Главный заводской коридор постепенно переходил в главную улицу «социалистического города» – улицу Сталина. Планировалось, что это будет относительно небольшой поселок на 20 тысяч жителей, из них 5 тысяч – работающих на заводе. Завод должен был выпускать около 18 тысяч тонн металлоизделий. Однако планы изменились, и Уралмашзавод уже должен был делать от 150 до 200 тысяч тонн изделий, и на нем должно было работать 25 тысяч человек. Умножаем на 5 – среднее количество членов семьи – в поселке должно было жить уже порядка 100 тысяч человек».

 

Арифметика нехитрая, но за цифрами – конкретные истории живых людей, живого становящегося района – города в городе. Поначалу планировалось, что Уралмаш будет абсолютно автономным поселением, никак не связанным со Свердловском. Здесь был свой водопровод, своя электроэнергия, собственные канализация, кинотеатр и театр, цирк, больничный городок, библиотеки, стадион – четвертый по размеру в стране, техникум, ремесленное училище, машиностроительный институт.

Когда поселок Уралмаш включили в городскую инфраструктуру, многое из нажитого было утеряно: институт, театр, цирк… Зато появилось шоссе УЗТМ, которое сейчас называется проспектом Космонавтов.

 

По словам Сергея Степановича, на строительство цехов денег не жалели, а на соцгороде, похоже, сэкономили сильно. Сначала он ограничивался улицами Орджоникидзе, 40-летия Октября, Победы, нынешним Проспектом Космонавтов и Уралмашзаводом. Этот район застраивался в первую очередь. Здесь появились первые каменные дома, первая оригинальная архитектура Петра Васильевича Оранского.

«Жестких правил градостроительства в то время не было, и этим сполна воспользовались архитекторы Уралмашстроя, – продолжает развивать тему феноменальности соцгородка Сергей Агеев. – Нигде в городе, кроме Уралмаша и Эльмаша, больше нет такой планировки – лучевой. Улица Ильича – своеобразный шедевр конструктивизма. Обратите внимание, вроде, дома стоят в строчку, но квартал закончился, и на пересечении с улицей Краснознаменной они уже стоят буквой Г – получается квадрат – фигура в первой половине XX века очень модная, благодаря «Черному квадрату» Малевича. И везде скверы, скверы, скверы… Нигде в городе больше нет такой красноты в названиях улиц: улица Красных партизан, Красных борцов, Краснознаменная и т.д. Нигде так часто не упоминали имена вождей: Ильича, Сталина, Ворошилова, Молотова. Архитекторы тут от души все мастерили. Цеха Уралмашзавода выполнены в модернистском стиле. Здания многие – сплошной авангард. Сегодня Екатеринбург называют столицей конструктивизма, а на самом деле во второй половине прошлого века его столицей был Уралмаш».

 

Со стороны Музея истории Екатеринбурга созданием выставки «Уралмаш: вид со двора» занимались куратор, заместитель директора по науке Нинель Александровна Бритвина и научный сотрудник Евгений Бурденков.

«Эта выставка рассказывают о том, как можно всмотреться в каждый район города, о том, какой потенциал на самом деле у Уралмаша как культурного пространства, – сказала на открытии выставки Нинель Бритвина. – Вы удивитесь, но площадь этого района почти равна площади Парижа. Дома на Кировградской и на Авангардной, вероятнее всего, будут потеряны. Почему не превратить их в пространство для арт-резиденций, как Сохо в Нью-Йорке («Сохо — это бывший производственный район, в котором в XIX веке находились текстильные фабрики. До середины 80-х годов XX века здесь располагались художественные галереи, тогда Сохо превратился в место паломничества художественной богемы Нью-Йорка, а производственные склады были переделаны в жилые апартаменты», – читаем мы в Википедии). На самом деле, про культурный потенциал этих мест никто не говорит, но простые типовые решения,  с помощью которых они создавались, уникальны. В Великобритании, Чехии есть panelaky – панельные многоэтажки, к которым жители европейских стран относятся по-другому, творчески. В Чехии, Германии конкурсы проводятся на раскраску этих домов. Все возможно. И для этого не нужно совершать больших переворотов, а надо с любовью посмотреть на то место, где ты живешь».

Автор: Елена Азанова

Фото: Георгий Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Марина / 18 Ноября 2016 в 23:26

Выставка превосходная!!! Замечательный экскурсовод Евгений, который так увлекательно и интересно рассказывал! Очень понравилось!!!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры