Поиск по сайту

29 Апреля 2016

Кукла – человек. Нити в объективе художника


Мне нравится!

Со стен галереи «ПоЛе» смотрят лица. Около сотни пар глаз. Примерно половина этих лиц – лица кукол, другая половина – кукольников. Они смотрят друг на друга и на тех, кто осмелился заглянуть за завесу одного из самых магических видов искусства – кукольного театра. А приоткрыл эту завесу екатеринбургский фотохудожник Евгений Волович в персональной выставке «Куклы и их люди».

Четыре спектакля, три года работы и 50 фотоисторий – как признался автор работ на открытии выставки, однажды он пришел в Театр кукол – и немножко сошел с ума: «Театр кукол стал для меня откровением. Все мое детство прошло под флагом Оперного театра, и когда меня допустили в святая святых кукольного театра – на репетиции, прогоны – я настолько этим заболел, что больше не мог не ходить в кукольный театр. Для меня стало удивительным, насколько сливаются порой актеры с куклами, и как простая деревяшка с тряпочками и веревочками заставляет плакать, смеяться; насколько похожи становятся актеры на своих кукол. Это какое-то волшебство и мистика».

В объектив художника попали не просто сцены из спектаклей, а целые истории взаимоотношений актеров-кукольников и кукол . Но в снимках, запечатлевших сцены из спектаклей «Бобок» (художник Андрей Ефимов), «Картинки с выставки» (художники Сергей Плотов, Андрей Ефимов), «Маленькие трагедии» и «Ромео и Джульетта» (художник Юлия Селаври), Волович отразил не только схожесть артистов и марионеток. Оказывается, что эти взаимоотношения гораздо глубже и многограннее.

Недаром, например, сразу несколько работ автор посвятил актрисе Оксане Боднар и ее кукле Джульетте: в то время как статичное лицо куклы не выражает никаких эмоций, артистка словно «доигрывает» роль за свою подопечную. А вот за спиной актрисы появляется человек в маске смерти и аккуратно перехватывает веревочки Джульетты-куклы. Боднар, словно прощаясь, смотрит на куклу сверху вниз – и не выпускает веревочки из тонких пальцев – словно сама Джульетта, пускай и решившаяся на отчаянный шаг в финале истории, в этот момент еще цепляется за жизненные ниточки…

Снимки сцен из спектакля «Бобок» больше напоминают историю превращения человека в куклу: выражения лиц марионеток настолько самодостаточны, что артистам не нужно добавлять никаких эмоциональных красок. Исполнитель роли Лавочника Евгений Сивко, словно хамелеон, в точности копирует  свою куклу. Недаром на паре-тройке снимков из этого спектакля Волович запечатлел людей без кукол: первые настолько слились со своими подопечными (чему, безусловно, способствует потрясающий грим кукольников), что, кажется, сами поверили в то, что стали марионетками.

На другом снимке – тот же спектакль, и совсем другие отношения: заслуженная артистка России Наталья Гаранина и удобно расположившаяся на ее плече кукла Авдотья Игнатьевна увлеченно разговаривают со зрителем. Говорит, конечно, только актриса. Но пока та увлечена рассказом, кукла придирчиво смотрит на сидящих в зале, оберегая рассказ Гараниной: не дай бог кому-то отвлечься или шепнуть что-то соседу – кажется, непременно заметит, да еще и строгое замечание сделает.

Не остались без внимания художника и те моменты, когда люди, полностью уходя на второй план, позволяют куклам самим разговаривать со зрителем, заглядывать им в душу невероятно глубокими, мудрыми, совсем не кукольными глазами. Таким правом наделены, к примеру, кукольные Моцарт и Сальери из «Маленьких трагедий»: лиц кукольников в кадре нет, лишь руки актеров на заднем плане не дают забыть о том, что и эти персонажи – управляемы. Но Моцарт и Сальери рук не видят и продолжают неспешно вести беседу…

В том, как художник отражает взаимосвязи куклы и кукольника – нечто большее, чем работа фотографа. Будучи официальным фотографом театра, Евгений Волович не просто проникает на прогоны и репетиции, что позволяет ему отражать рабочий процесс, скрытый от глаз простого зрителя. Он говорит с актерами, режиссерами и художниками, пытается увидеть театр глазами кукольника – и, кажется, верит, что у кукол есть душа. Возможно, одна на двоих с кукольником, но непременно – есть.

Автор Дарья Мичурина

Фото:  София Насырова

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры