Поиск по сайту

24 Мая 2016

Сказочный гимн промышленному Екатеринбургу


Мне нравится!

В минувшие выходные Екатеринбургский театр юного зрителя представил премьеру – городскую сказку «Принц из замка Депо» в постановке петербургского режиссера Екатерины Гороховской.

Авторская история, которая легла в основу постановки – настоящий гимн промышленному Екатеринбургу. Название города в спектакле не звучит, но догадаться, где происходят события, нетрудно: декорации-дома с разномастными окошками изрисованы граффити-надписями «Вторчермет», «Исеть», «ВИЗ», «ЖБИ» (художник Анатолий Шубин), а в прологе звучит предыстория горного городка, жители которого давным-давно прибыли сюда, чтобы добывать породу. Да вот только с годами и гора стала меньше, и речка, прежде радовавшая глаз бурным течением – грязнее, и люди из веселых трудяг, распевающих песни в трамваях, превратились в мрачных и грубых работяг…

Лишь одно осталось неизменным – Трамвай (Виктор Поцелуев), который из года в год возит людей на завод и с завода, а вечером возвращается в свое уютное депо. Именно с трамвая начинается сказка – погрязшим в серых буднях людям режиссер не доверит ни строчки этой истории. Ее расскажут другие обитатели: Старый дом (Алеся Маас), Бродячий пес (Алексей Журавлёв), Речка (Дарья Михайлова), Гора-камень (Дмитрий Михайлов), Высотка (Валентин Смирнов), Ржавчина (Дмитрий Михайлов) и Жижа (Алексей Журавлёв).

Со всеми этими персонажами предстоит познакомиться главному герою – Принцу (Павел Поздеев), которого заботливо вырастил из маленького болтика старый Трамвай. Природа самого Принца до конца спектакля так и останется неясной: до трамвая он не дорос, зато превратился в типичного представителя городской культуры – танцующего брейк подростка в широких спортивных штанах, мешковатой куртке и хипстерской шапочке. Где герой понахватался уличной моды, тоже не совсем понятно: папа-трамвай строго-настрого запрещал ему покидать стены родного депо.

Актеры Виктор Поцелуев и Павел Поздеев прекрасно передают взаимоотношения типичного родителя, слишком носящегося со своим чадом, и бунтующего против запрета, но все же искренне привязанного к отцу сына. Оттого так узнаваем момент ссоры – подобные ежедневно случаются едва ли не во всех семьях. Вот только трамвай – не человек: услышав от сына обидные слова, он не наказывает ребенка, а наутро уходит на работу… и не возвращается. А оставшемуся в одиночестве Принцу ничего не остается, кроме как пуститься на поиски.

Дальше история разворачивается по всем законам сказки: Принц встречается с разными героями, находит друзей, побеждает врагов – и, конечно, усваивает несколько мудрых уроков. Вот только набор этих уроков сложно назвать стандартным. Принц не просто учиться смелости и доброте – хотя и для этого в сказке непременно найдется место – но и начинает понимать, почему нельзя забывать о старых домах, как правильно слушать город, чтобы слышать не только шум машин, находит в себе силы в трудную минуту утешить слабого и приободрить отчаявшегося.

У каждой из встреч героя со второстепенными персонажами – двойной смысл. Вот Принц знакомится на улице с Бродячим псом: с одной стороны, ценно уже то, что мальчик учит пса доверять людям, не бояться каждого прохожего. С другой – разве менее важна готовность Принца не раздумывая взять под крышу бездомное животное, пускай и порядком потрепанное жизнью? Или другой пример: встретив на пути загрязненную речку, герой не только понимает, почему нельзя бросать в течение мусор, но и в ответ на узнаваемый женский вздох: «Раньше я была красивой…», как истинный джентльмен, ободряет ее: «Ты и сейчас красива!»

Экологический мотив в спектакле, безусловно, присутствует, да и можно ли избежать его, рассказывая детям поучительную сказку о современном мегаполисе? Однако Екатерина Гороховская не ставит эту тему на первый план и, к счастью, избегает чрезмерно назидательного тона — против него у детей на уроках окружающего мира уже выработался стойкий иммунитет. Что же тогда остается в центре внимания? Все просто: главное в спектакле – любовь к городу. К старым домам, которые могут поведать множество необыкновенных историй; к невоспитанным, но таким обаятельно-простодушным дворовым псам; к речке – пускай уже не такой чистой, как когда-то, но все же сохранившей остатки былой красоты; даже к пафосной высотке (лощеному небоскребу режиссер иронично дает в руки гитару, создавая образ вполне конкретного сооружения, которое носит имя известного барда). На фоне всего этого городские напасти —Ржавчина и Жижа — представляются всего лишь мелкими хулиганами. Настроение подпортят, но любовь к городу это этого меньше не станет.

Неудивительно, что такой спектакль-гимн о любви к городу появился именно в Екатеринбурге, история которого овеяна легендами, мифами и тайнами. Удивительно другое: автор пьесы и постановки – не местный, а приезжий режиссер, не катавшийся в детстве на задней ступеньке свердловских трамваев, не купавшийся в пруду на ВИЗе, не лазивший по старым крышам Вторчермета. И все же атмосфера промышленных районов передана в спектакле с особой теплотой и нежностью – такому взгляду на родной город у Екатерины Гороховской могут поучится и юные, и взрослые екатеринбуржцы.

Автор: Дарья Мичурина

Фото: Татьяна Доукша

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов