Поиск по сайту

15 Сентября 2016

Не страшное, но симпатичное


Мне нравится!

Сегодня Екатеринбургский ТЮЗ открывает 87-й сезон премьерой – «Кентервильским привидением» по мотивам одноименной новеллы Оскара Уайльда в постановке главного режиссера театра Ильи Ротенберга.

Гремит гром, сверкает молния, обитающий в Кентервильском замке призрак звенит цепями под аккомпанемент The Karovas Milkshake, а наблюдает за происходящим на сцене, помимо полного зала зрителей, сам сэр Оскар Уайльд. Манящая атмосфера для любителей историй пострашнее, не так ли? Жутковатая афиша «Привидения» тоже не сулит спокойного времяпровождения. Однако на этом ужасы и заканчиваются: два часа просмотра не холодят кровь, не заставляют испуганно вскрикивать или хотя бы вздрагивать от неожиданности. Перед зрителем, которому, согласно возрастному ограничению, должно быть не менее 10 лет, разворачивается мрачноватая история, полная британских стереотипов, причудливо сочетающихся с современными реалиями.

Режиссер Илья Ротенберг, художник Анатолий Шубин, художник по костюмам Ольга Гусак и автор инсценировки Светлана Баженова сделали все, чтобы ввести зрителя в заблуждение относительно времени, в котором разворачивается история семьи Отис, переехавшей жить в Кентервильский замок. Мистер и миссис Отис, старший сын Вашингтон, мальчики-близнецы и миссис Амни одеты консервативно, но никаких отсылок ко времени нам это не дает: в конце концов, действие происходит в славящейся почитанием традиций Британии. Главная героиня, 15-летняя Вирджиния (Александра Протасова), одета более современно, у нее грубоватая манера речи, щедро сдобренная сленгом, и ломаная пластика, явно списанная с современных подростков, а не с закованных в корсеты юных английских леди. Неудивительно, что сидящие в зале школьники мгновенно принимают героиню за «свою» и одобрительно хохочут над ее «че», «ваще» и «блин».

Да что там – не только подросток, но и взрослый начнет сочувствовать девочке, живущей в настолько скучной семье. Предвкушая встречу с призраком, который, согласно легенде, обитает в замке, Вирджиния взахлеб рассказывает о нем домочадцам — а те в ответ то равнодушно посмеиваются, то хладнокровно стирают пятна крови универсальным пятновыводителем. Кто бы на месте Вирджинии не отправился в первую же ночь на поиски привидения?

Встреча Вирджинии и призрака замка Кентервиль сэра Саймона (Олег Гетце) происходит на удивление спокойно. Из жуткого антуража замка – только кресла с высокими спинками в готическом стиле, которые перемещают по сцене четверо не то летучих мышей, не то ниндзей (в программке исполняющие их артисты танцевальная компания «2046» обозначены как «духи»). Ожидаемой фееричной дружбы мы тоже не видим – лишь ее зарождение: после задушевной беседы Вирджиния робко  учит призрака танцевать, после чего наступает антракт.

Когда занавес открывается вновь, девочка и призрак играют в прятки. Вот только игра выходит совсем не веселой: Саймон замогильным голосом жалуется на жизнь и говорит с Вирджинией о любви, та непонимающе «чекает». Отношения между главными героями вообще выстраиваются довольно странно: понятно, почему каждому из них нужна родная душа, но душевное родство между ними не ощущается. Отсюда дальнейший самоотверженный поступок Вирджинии по спасению души сэра Саймона кажется не подвигом ради кого-то дорогого, а просто проверкой на храбрость. Как следствие – трагедия расставания, хоть и сыгранная Александрой Протасовой и Олегом Гетце весьма искренне, из-за отсутствия «почвы» не слишком убедительна. Впрочем, долго грустить героине и не придется: и ее, и зрителей отвлекает остроумный диалог с Чёрным Ангелом (Валентин Смирнов) – одна из самых живых и запоминающихся сцен спектакля, от неспешного темпоритма которого на исходе второго часа подустают и взрослые, и дети.

Разбавляет неспешное течение событий, как ни странно, самый абстрактный из героев постановки – сам Оскар Уайльд в великолепном исполнении Бориса Зырянова. На актера бесконечно интересно смотреть не только из-а поразительного внешнего сходства с британским автором, но и благодаря прекрасному чувствованию и образа, и текста, который из уст Зырянова часто звучит гораздо вкуснее, чем из уст персонажей.

Все слагаемые, которые постарался вместить в спектакль режиссер Илья Ротенберг, видны невооруженным глазом. Показать красоту британских традиций? Есть. Похулиганить с музыкой и хореографией? Есть. Постараться постичь загадочную подростковую душу? Сделано. Что же в сумме? Попытки «хулиганства» на краткий миг разбавляют неспешный поток событий, но их явно недостаточно, чтобы задать тот ужасающе драйвовый настрой, которого ждешь от постановки «страшилки» для подростков.

Впрочем, подростки – те самые, которые узнали себя в непохожей на других Вирджинии – в финале спектакля  поднялись с мест и с искренней благодарностью аплодировали, не сводя глаз со сцены. Зритель в этом возрасте любит, когда с ним говорят о важных ему вещах на понятном языке. А уж в этом мастерстве равных ТЮЗу нынче нет.

Автор Дарья Мичурина

Фото: Софья Насырова

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры