Поиск по сайту

25 Августа 2016

Опера «Пассажирка»: достоверная история


Мне нравится!

Театр оперы и балета вовсю готовит к премьере постановку оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка», которая будет представлена публике 15 сентября и обещает стать едва ли не главным театральным событием нового сезона. Нам удалось понаблюдать за ходом репетиций и выведать у создателей спектакля некоторые его секреты.

«Пассажирка», рассказывающая историю бывшей надзирательницы концлагеря, ранее уже звучала в России. Концертное исполнение оперы было представлено в Москве в 2006 году. Однако сценических постановок на территории нашей страны ранее еще не было. Для этого должно было пройти определенное время. И вот, наконец, в рамках совместного польско-российского проекта произведение Вайнберга можно будет услышать и в нашей стране. Тем приятней, что премьера пройдет у нас – на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета.

В создании постановки принимает участие та же команда, что делала здесь успешный золотомасочный проект позапрошлого театрального сезона – оперу Филиппа Гласса «Сатьяграха» на санскрите. Прежде всего, это главный дирижер театра Оливер фон Дохнаньи и американский режиссер и сценограф Тадэуш Штрасбергер.

«Я впервые работаю над этим произведением, – признается фон Дохнаньи. – Работа идет очень хорошо, но в то же время очень трудно. Потому что сама тема очень тяжелая: везде стреляют, убивают, люди не знают, доживут ли до вечера, но все же надеются вернуться к прежней жизни».

По словам дирижера, музыка Моисея Вайнберга прекрасно дополняет сюжет, но отнюдь не обещает оказаться легкой для восприятия слушателем. Она построена на контрастах, и в ней сочетаются два плана. Первый описывает то, что происходит спустя 15 лет после Второй мировой войны: в Бразилию плывет корабль, на борту которого бывшей надзирательнице Освенцима Лизе в одной из пассажирок почудилась одна из узниц. Второй план более экспрессивный, он иллюстрирует воспоминания женщины, связанные с ее работой в концлагере.

Задачей режиссера постановки, прежде всего, стала достоверная передача ужасов происходящего. Специально для этого Тадэуш Штрасбергер по приглашению польской стороны посетил Освенцим, чтобы подробнее изучить тему холокоста.

«Эта поездка изменила мое представление об этой теме, – рассказывает режиссер. – Я изучал ее в школе, смотрел множество фильмов, видел фотографии. Но они не способны передать полную картину. Только увидев Освенцим своими глазами, можно оценить масштабы».

В центре оперы оказывается путешествие. Но это не просто морской круиз, который совершает Лиза на корабле, это ее путешествие во внутренний мир и выяснение вопроса, кем она является на самом деле. Большим вопросом становится то, кто же является пассажиркой: Лиза или узнанная ею Марта? С уверенностью можно сказать, что опера Вайнберга станет путешествием и для зрителей, каждый из которых, в свою очередь, может ощутить себя пассажиром и погрузиться в ужасы войны.

«Очень легко говорить после войны, что люди были монстрами и занимались чудовищными вещами, – продолжает Штрасбергер. – Но весь вопрос в том, как они ими стали. Думаю, он очень актуален сегодня. Размышляя о войне и ее жестокостях, мы должны его задавать. Важно то, каким образом обычные люди оказываются вовлеченными в ужасные вещи и становятся причастными к убийствам».

Еще через три недели напряженной работы на репетициях театр представит публике проект, анонсированный еще весной этого года. По словам создателей, задумка поставить на екатеринбургской сцене оперу по мотивам одноименной повести польской писательницы Зофьи Посмыш, родилась у них еще во время работы над «Сатьяграхой». Несмотря на заметное отличие в материале и отсутствие единого рецепта при работе над постановками, произведения роднит общий замысел: поднять глобальный вопрос об ответственности человека за свои поступки.

Автор: Дмитрий Савельев

Фото: Татьяна Доукша

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры