Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

24 Августа 2016

Неолебедь и никаких пачек


Мне нравится!

Балет «Лебединое озеро» с детства знаком практически каждому российскому зрителю. Балерины в воздушных пачках, прекрасная история любви принца Зигфрида и заколдованной Одетты, восхитительная музыка Чайковского… Такой спектакль, в классической версии или более современной интерпретации, есть в репертуаре любого театра оперы и балета. А теперь представьте, что стаю прекрасных лебедей танцуют мужчины, главный Лебедь брутален как никогда, а сюжет изменен до неузнаваемости…

Пожалуй, единственное, что осталось в постановке английского хореографа, режиссера и основателя танцевальной труппы  New Adventures Мэтью Борна от знакомого нам балета – это музыка Чайковского, виртуозно исполняемая The New London Orchestra (дирижер Дэвид Ллойд Джонс). Даже страшновато представить, какой эффект производит живое звучание, если в кинотеатре Starlight, где балет был показан в рамках проекта TheatreHD, музыка настолько ошеломляет, что порой перекрывает визуальный ряд. Ее чары то мягко обволакивают зрителя, то, забираясь в самое нутро, сжимают внутренности так, что становится трудно дышать. 

Однако музыка не единственное, что производит поистине ошеломляющий эффект. Режиссер-постановщик и хореограф спектакля Мэтью Борн полностью изменил сюжет, превратив легенду о заколдованной Одетте в историю личной трагедии Принца (Доминик Норс). Никакой девушки нет и в помине: затюканный матерью-королевой (Нина Голдман) герой понимает, что совершенно не властен над собственной судьбой. Пытаясь вырваться из золотой клетки, Принц оказывается сначала в дешевом клубе, из которого его позорно вышвыривают, а затем – в городском парке. Там, глядя на черную гладь озера, он пишет прощальную записку, идет к воде и… видит прекрасного Белого Лебедя (Ричард Винзор) – свободного, сильного и независимого. Такого, каким сам Принц не может представить себя в самых смелых фантазиях.

Необыкновенная грация мощного мужского тела завораживает не только Принца – зритель при появлении Белого Лебедя замирает, боясь пропустить любое микроскопическое, едва заметное глазу движение. Танец Лебедя – воплощение истинной мужественности (недаром женская половина зала, выходя с сеанса, с придыханием приговаривала: «Красавец, конечно… Красавец!»). Несмотря на непосредственное взаимодействие слившихся в танце Принца и Лебедя, эта история все же не о любви. Она – о преодолении себя, становлении характера, попытке стать не таким, каким видят тебя окружающие.

Очарованный ночным танцем Лебедя Принц появляется на красивом, но мрачноватом балу: все гости одеты в черное, лишь Королева облачена в кроваво-красный наряд. В самом разгаре танцев в зале появляется незваный гость, в чертах которого безошибочно угадывается Белый Лебедь. Однако одет он, под стать гостям, в бунтарски-черный костюм, а в движениях, ранее мягких и грациозных, появляется грубая резкость: хищной птицей танцор мечется по сцене, без остановки соблазняя одну, вторую, третью гостью… Принц в ужасе шарахается от этой новой сущности, не в силах с ней бороться. Лишь когда Незнакомец приближается к самой яркой женщине вечера – Королеве – Принц не выдерживает и, врываясь в зал с револьвером, вступает в открытый поединок… и проигрывает.

Казалось бы, бунтарский дух окончательно победил Принца – но не тут-то было. Юноша вновь ищет в себе того прекрасного, сильного и благородного Лебедя, которого видел на озере. И тот приходит на зов: постепенно, шаг за шагом герой приручает птицу, словно свыкается со своей новой натурой и наконец обретает внутреннюю гармонию. Счастье, однако, длится недолго: покои заполняют призраки – около десятка враждебно настроенных лебедей, стремящихся разлучить Принца и Лебедя. Нетрудно заметить: партии птиц танцуют те же исполнители, которые в прошлой сцене были гостями бала, ревнивцами-мужьями, осуждавшими распутное поведение Незнакомца. Теперь они выражают себя куда более явно: они похожи не столько на лебедей, сколько на стервятников, жадно заклевывающих свою жертву – очевидная метафора толпы, не принявшей новую сущность Принца и поспешившей ее уничтожить. Погибает израненный Лебедь, а за ним – измученный тоской Принц, над телом сына безутешно горюет мать… А над трагической картинкой тем временем возникает видение: в отражении окна над кроватью героя сильные руки Лебедя несут совсем юного Принца.

«Лебединое озеро» Борна – это глубоко трагичная история, в которой есть, над чем задуматься. Однако революционен в постановке не только идейный посыл. Хореограф сочетает в балете классическую хореографию и неоклассику, при этом проявляя редкий дар – передавать характером движений как тонкий английский юмор, так и личную драму персонажей. На помощь приходит яркая индивидуальная пластика каждого из исполнителей, будь то исполнитель главной партии или танцор кордебалета. Каждый находящийся на сцене буквально «выжимает» себя – и эмоционально, и физически (неизменно блестящее от пота тело исполнителя партии Лебедя вызывает волну восхищения в той же степени, что и его сильнейшая игра как драматического актера). Выйти из зала со спокойной душой, холодным сердцем и заснувшим сознанием просто невозможно: спектакль насильно заставляет пропустить эту драму сквозь себя. Сопротивляться бесполезно. Да и стоит ли?

Автор: Дарья Мичурина

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры