Поиск по сайту

08 Июня 2016

Театральная калька «Небесного тихохода»


Мне нравится!

Сегодня в Камерном театре Объединенного музея писателей Урала – премьера спектакля «Небесный тихоход» по пьесе Яковлева и Вербина «Я люблю тебя, эскадрилья!» Постановка стала своеобразным экспериментом: создатели замахнулись на жанр музыкальной комедии, который Камерному театру в новинку. Мы уже побывали на пресс-показе и выяснили, удалось ли создателям освоить жанр и чем еще, помимо старых добрых песен, они готовы порадовать зрителей.

Спектакли-ремейки, похоже, потихоньку входят в современную театральную моду Екатеринбурга. Вслед за Свердловским театром музыкальной комедии, выпустившем в этом сезоне мюзикл «Веселые ребята», который практически полностью состоит из развернутых цитат знаменитого кинофильма, Камерный театр представляет постановку, в основу которой лег сюжет еще одной, не менее известной советской киноленты. В количестве цитат «Небесный тихоход» вполне может посоревноваться с «Веселыми ребятами». Но если в последнем подкорректирована сюжетная линия, наравне с песнями Исаака Дунаевского звучат композиции Дунаевского-младшего, а работа видеохудожника переводит мюзикл в формат спектакля-посвящения, то в Камерном зритель словно видит кальку знаменитой картины.

Впрочем, эта копия – весьма неплохого качества. Правда, соответствовать требованиям жанра оказалось  непросто — и вовсе не потому, что все партии исполняют актеры немузыкальных театров (ТЮЗа, Театра кукол, Театра драмы). Нет, большинство исполнителей — а подбор актеров, особенно на  главные роли, на редкость удачен – прекрасно справились бы с поставленной задачей. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на прекрасно поющего и танцующего артиста Театра кукол Николая Бабушкина, исполнившего роль майора Булочкина, а в роли корреспондента Лены — актрису Театра юного зрителя Марию Викулину, не раз проявившую себя на родной сцене как талантливый вокалист и танцовщик – вспомнить хотя бы нашумевшую «Русалочку»!  Должным образом подать голоса артистов мешает то ли плохая акустика, то ли технические особенности звуковой аппаратуры.  Поэтому незаслуженно «выпадают» из звуковой палитры практически все дуэты и сольные партии: ансамбли на их фоне — очевидно, за счет многоголосья  — звучат гораздо достойнее.

 На хореографию Дмитрия Самылова искушенный зритель также посмотрит с легким разочарованием: видимо, в стремлении соблюсти историческую достоверность хореограф решил придать танцевальному пласту постановки простоту и этакую легкую небрежность. Ход, казалось бы, вполне оправданный – но только не в екатеринбургском контексте: здесь искушенный зритель предпочел бы увидеть в музыкальном спектакле нечто чуть более оригинальное.

Несмотря на стремление постановщиков сделать именно музыкальный спектакль, наиболее удачная грань «Небесного тихохода» – драматическая. У ансамбля артистов – замечательное, очень точное ощущение времени – не столько даже военного, сколько послевоенного: фильм, напомним, был снят в 1945 году, когда люди жили радостью конца войны. И в спектакле нет ощущения опасности:  даже в сцене, где персонаж Бабушкина отправляется «употреблять» вражескую «Клару», тревога мимолетна – не успел зритель начать переживать, как со сцены вновь полилась жизнерадостная песня.

Персонажи, создаваемые артистами, словно шагнули из кадра старой советской комедии. Избегать шаблонных интонаций, мимики и пластики удается здесь не всем и не всегда (исключение составляют, пожалуй, Мария Викулина и Алексей Кизеров, исполнитель роли командира авиаполка Рыбакова). Но вот парадокс: шаблоны здесь не надоедают – они каким-то образом «идут» фактурам актеров: Николаю Бабушкину с его несовременным лицом, но потрясающим сценическим обаянием (тоже  совершенно несовременным, а вернее – вневременным), Татьяне Малинниковой с ее хрупкой стойкостью, так точно задающей характер штурмана женской эскадрильи Кати Кутузовой, кругленькому Александру Волхонскому в роли добродушного водителя дяди Саши, мудро-лиричной Екатерине Демской в роли полковника медицинской службы Львович.

Эти замечательные живые образы существуют в незамысловатых декорациях (функцию сценографа взял на себя режиссер-постановщик спектакля Аскольд Конович) – впрочем, основным фоном спектакля, задающим его атмосферу и настроение, становятся не березки, они же — столбы на взлетной полосе, а старые добрые советские песни. Аскольд Конович бережно перенес кинокартину на сцену Камерного и тем самым позволил поклонникам фильма ностальгически улыбнуться, а юным зрителям передал в наследство свое воспоминание о замечательном фильме. А передать такое наследие, не испортив и не опошлив его, – дорогого стоит.

Автор: Дарья Мичурина

Фото: Георгий Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов