Поиск по сайту

31 Января 2017

«Душа хотела стать звездой, а стала болью»

В Камерном театре состоялась премьера поэтического спектакля «Аутсайдеры»


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Гоша Сапожников Фото: Гоша Сапожников
Мне нравится!

Камерный театр продолжает театральные эксперименты с поэзией. На днях прошла премьера нового поэтического спектакля «Аутсайдеры». В этот раз главные герои – поэты эпохи андеграунда 80-х, и в основном – наши земляки.

«Аутсайдеры» – продолжение проекта Камерного театра «Российская поэзия XX века». Первая часть «Оттепель» посвящена поэтам 60-х – это спектакль достаточно позитивный, яркий, мелодичный, как и сама эпоха. Постановка, посвященная поэзии андеграунда 80-х, решена в прямо противоположном ключе.

На премьере спектакль представлял и объяснял его название писатель, поэт и журналист Евгений Петрович Касимов – непосредственный участник тех уже далеких событий: он рассказал, кто такие аутсайдеры, и обрисовал судьбу героев этого действия в настоящем. «Слово «аутсайдеры» впервые прозвучало в наш адрес в стихотворении Вячеслава Дрожащих, написанном в 1982 году, – вспоминает Евгений Касимов, – затем уральский писатель Андрей Матвеев издал роман «Аутсайдеры», а потом уже, демонстративно, вышла книга у Виталия Кальпиди «Аутсайдеры 2». Аутсайдерами мы были, но не были смещены на обочину, мы не представляли себя там – мы были вопреки, нам была свойственна резкость и прямота для того времени».

Сейчас культуру 80-х, не только в нашей стране, а во всем мире, называют андеграундной. Как объяснил сам участник того культурного явления Евгений Касимов, «это были поиски новой формы, дословно «подземное направление мысли» – появлялись психоделика, электроника. Это время быстро закончилось, многие из нас выросли, стали профессионалами – поэтами, писателями, музыкантами, художниками. Другие остались в андеграунде, но это как затонувшая Атлантида. Жизнь андеграундного художника часто коротка, и это вечер памяти тому времени. Аутсайдеры не были диссидентами, не противостояли власти, они противостояли официозной дубовой поэзии, которую насаждали во всех издательствах, разногласия с советской властью были чисто эстетические».

Идея и постановка спектакля «Аутсайдеры» принадлежит Дмитрию Касимову, который ставил и первую часть – «Оттепель». На сцену выходят Александр Алферьев, Антон Рабецкий, Анастасия Афанасьева и Дмитрий Касимов. Как и в «Оттепели», актеры – это определенные маски, некие сборные лирические герои разных поэтов: женщина-поэт, она же муза, она же жена поэта, которой выпала доля уйти второй, сохранить стихи; поэт, ищущий справедливость на земле, поэт-глашатай; поэт-философ и поэт в вечных поисках преодоления хаоса. Действие делится на две части: расцвет явления и взросление поэтов, в реальности они совпадают с андеграундом до смерти Цоя в 1990 году и уходом советского строя в 1991. Аутсайдеры – это молодые люди, чья активная творческая жизнь пришлась на нравственный кризис 80-х и слом эпох.

Поэтика спектакля решена в противовес «Оттепели». Отсюда, в первую очередь, выбор площадки для постановки: «Аутсайдеры» играются в верхнем фойе театра, где зрители на одном уровне с актерами. По сути, это свердловский квартирник в стиле 80-х: в тесноте, духоте, но не в обиде, с общими мыслями, настроениями, поэзией, способностью действительность, какой бы она ни была, превратить в лирику. Всё, как описывал Юрий Казарин в своей книге «Поэты Урала» собрания «Нехорошей Квартиры» – поэтические собрания у Евгения Касимова.

Цветопись спектакля – красные, фиолетовые цвета в темноте и дыму. Ритмичный и геометрический потолок фойе при таком свете придает еще большую надломленность пространству. Звуковое сопровождение – техно- и рок-музыка – завершает начатое по настроению.

В окнах фойе вывешены афиши того времени и… бутылки – вечный спутник поисков смысла жизни юных душ. «Авторский вечер поэзии», «Турнир поэтов Пермь – Свердловск» — на старых афишах имена Виталия Кальпиди, Алексея Парщикова, Майи Никулиной... Целый ворох имен и стихи именно этих поэтов звучат в спектакле, а еще – Александра Еременко, Евгения Касимова, Юрия Казарина, Бориса Рыжего, Ивана Жданова.

Начало спектакля – какофония звуков: атака советских СМИ, резкая музыка, среди которых звучат слова о природе поэзии, о том, что это больше, чем литература, о том, что вечность проявляется в стихах.

Материалом, из которого строится спектакль, являются произведения поэтов-«аутсайдеров», музыка того времени (в частности, звучит песня «Чайфов» «Я ободранный кот, я повешен шпаной на забор», «Мы хотим танцевать» Цоя, «Мальчик-зима» «Наутилуса Помпилиуса», «Набекрень голова» «Калинова Моста» и другие), аудиозаписи поэтов, читающих свои стихи, озвученные дневниковые записи и воспоминания участников тех событий.

В первой части мы видим активную творческую жизнь, где-то даже – в прожигании ее за столом, в вечном угаре, в вечной вечеринке, которая представлена танцем со столом. Эта пульсирующая жизнь вопреки официальному застою: звучат «Стихи о «сухом законе», посвященные Свердловскому рок-клубу Александра Еременко, его же «Дружеское послание Андрею Козлову в город Свердловск по поводу гласности», в которых мы, зрители, уже чувствуем надвременность, кажется, что это о нас: «Он голосует за «сухой закон», балдея на трибуне, как на троне…» Музыка, поэзия становятся способом ухода от такой действительности.

Но диалог у аутсайдеров идет не только со своей современностью, но и с поэтами других эпох – они ищут себя, и, несмотря на то, что официальная культура не признает их, уже понимают, что вплетают свое имя в историю поэзии. Об этом стихи Кальпиди «Письмо Алексею Парщикову»; диалог Еременко с Мандельштамом и трансформация «века-волкодава» в его поэзии; местами абсурдистская поэзия Парщикова («Две гримерши»); образ жены поэта у Майи Никулиной в стихотворении «Какие там поклонники», которая заведомо будет хоронить своего Поэта; особая атмосферность поэзии Юрия Казарина: «У кукушки всего одно слово, в котором два одинаковых слога: один для мёртвого, другой для живого, а интервал для Бога…».

Общая интонация – ирония, даже сарказм по отношению к своей современности, и бережность по отношению к вечному. Но Цой умер, и рыцарство в поэзии больше не в чести – этим заканчивается первое действие спектакля.

Второе действие – уже о взрослых поэтах, они закругляются с отрицанием всего и отправляются на поиски спасения, поиски путей преодоления хаоса, их лирические герои «протрезвели».

Живу в деревне — прямо в небе,

о Боге думаю, о хлебе.

И ангелы средь бела дня

с рябины смотрят на меня.

(Ю. Казарин)

Все чаще в их поэзии появляются ангелы и звучат темы спасения души, Бога, смерти… Они потеряли страну, в которой жили («Ночная прогулка» Еременко), они взрослеют, когда теряют друзей, тех, кто стоял рядом, кто понимал, как в стихотворении Майи Никулиной:

Не воители и не вестники,
неимущие и немые,
были нолики — стали крестики
Или звездочки жестяные.

Второе действие спектакля решено в формате совместного концерта: актеры поют, играют на инструментах, подходят к микрофону – звучит голос взрослых профессиональных поэтов. Они нашли свой путь преодоления хаоса: «встань и иди», пиши, рифмуй, лови Бога в мелочах, природе и переводи это на язык поэзии, а еще верь, что когда-нибудь тебя поймут.

На премьере было много участников этого явления – «аутсайдеров». Для кого-то в зрительном зале этот спектакль был поводом что-то узнать новое, для кого-то – вспомнить старое, но однозначно для всех – больше понять себя. Многие кивали, слушая стихи или песни, кто-то повторял запавшие в душу строчки.

Мы видим, что молодое поколение пытается сейчас осознать опыт своих родителей. Меньше чем за полгода появились фильм Sverdlovsk, спектакли-вербатимы на площадке Ельцин Центра об андеграундных течениях в Свердловске, теперь вот еще «Аутсайдеры». Пожалуй, это самая бережная попытка осмыслить культурное явление 80-х, потому что развивает тему не только в разрезе современного, но и в контексте вечного.

Текст: Анастасия Мошкина

Фото: Георгий Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов