Поиск по сайту

20 Февраля 2017

Реинкарнация вечных вопросов и «маленького человека»

Ярослава Пулинович представила свою новую пьесу


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Мне нравится!

17 февраля в Ельцин Центре в рамках театральной платформы «В Центре» прошла еще одна читка: в этот раз была представлена пьеса Ярославы Пулинович «Тот самый день». Постановщиком выступил режиссер Екатеринбургского театра юного зрителя Илья Ротенберг.

Краткая фабула пьесы такова: 37-летний искусствовед Мария живет с мамой. Годы идут, в личной жизни полный штиль, а тут еще мать начинает наседать на дочь – мол, нам срочно нужен ребенок, если уж с замужеством ты опоздала. И даже приглашает свою подругу с сорокалетним сыном – пусть дети познакомятся-пообщаются. Встреча заканчивается скандалом между Машей и матерью. И тогда Маша решает взять дело в свои руки. С этого момента начинается настоящий обряд инициации героини по всей строгости сказочной поэтики, только в роли Бабы-Яги – падшая женщина Анжела, в роли Кощея – депутат и т.д. Путешествие-инициация собирает в себя болевые точки современного бытия: на пути героине встречаются мама-деспот, проститутка, социальный аутист, депутат, жена депутата, у которой любовь всей жизни сидит в тюрьме, гомосексуальная свадьба, профессиональный ведущий корпоративов, православные активисты, гопники с района, которые дальше слов не заходят, и один ангел-хранитель.

Илья Ротенберг органичен в роли авторского голоса пьесы: он читает авторские ремарки и является ангелом-хранителем героини. Остальные персонажи распределены между артистами по принципу схожести и антитезы: к примеру, герои Александра Фукалова («Волхонка») – и депутат, и расчетливый шоумен, и гопник с наркотиками – одинаково абсурдны.

Автор пьесы Ярослава Пулинович рассказала, как родилось произведение: драматург три месяца жила за границей, через какое-то время она начала скучать и читать ленту Фейсбука и поняла, какой «адовый треш» волнует сейчас людей в России. Из обнаруженных «болевых точек» и были собраны сюжетные повороты пьесы. Они концентрированы автором до абсурда.

Формат читки подразумевает диалог с непосредственным читателем, зрителем, «воспринимателем» произведения. В этот вечер в зале собралось много гостей, которые потом остались живо обсуждать пьесу. Анализ состава публики показал: судьба женщины в современной России трогает молодых женщин до 30 лет, которых было половина зала; женщин за 40 лет, которых было процентов 30; около 10 процентов мужчин за 50 лет; 10 процентов мужчин до 45 лет. Оставшиеся человек десять – завлиты театров, журналисты культуры, режиссеры, которых больше трогает судьба современной драматургии.

После читки все зрители активно принялись обсуждать пьесу. Мужчины в возрасте активно давали советы героине, как «найти мужика», выражая свое мнение, что этот сюжет нереальный: «Как это, женщина не может найти мужчину?»

Кто-то доказывал, что он ничего из этой истории не узнал нового – мол, насмотрелись на такие истории по телевизору, про депутатов, гопников, православных активистов и так далее. Кто-то выкрикивал: «Оклеветали Россию!»

Но главный смысл этой пьесы выявил Илья Ротенберг: эта пьеса не о героях-депутатах, нетрадиционных свадьбах или православных активистах – они только фон, а главный герой – Мария, олицетворяющая собой современного человека, который видит ложь и абсурд происходящего и не находит себе места в этой действительности.

В пьесе есть болевой монолог главной героини, которая задает вопрос «Куда рожать?» – этакая современная реинкарнация вопросов русской литературы «Что делать?» и «Кто виноват?». Вопрос ставится, а вот ответов пока нет, ответы каждый из нас ищет сам.

Пьеса «Тот самый день» Ярославы Пулинович – концентрация волнующих общество тем, что вряд ли будет поставлена в наши дни: слишком много тем, «оскорбляющих чьи-то чувства», она затрагивает, но в этом затрагивании, процессе размышления, что с этим делать, – и есть очищающая сила искусства. Скорее всего, фон, на котором происходит жизнь главной героини, и станет поводом для горячих дискуссий, а о ней, как и любом другом «маленьком человеке» в лучших традициях русской литературы, все забудут.

Фото: Любовь Кабалина

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов