Поиск по сайту

28 Марта 2017

Честное чудо на все времена

Премьера спектакля «Золушка» в Екатеринбургском театре юного зрителя


Текст: Дарья Мичурина
Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В минувшую пятницу в Екатеринбургском театре юного зрителя состоялась весенняя премьера – главный режиссер Камерного театра Дмитрий Касимов поставил «Золушку». И в очередной раз доказал, что эта сказка – на все времена.

Казалось бы, чем сегодня может удивить нас постановка всем известной «Золушки»? Спектаклей и фильмов по этой сказке – видимо-невидимо. Если взять только театральное пространство Екатеринбурга, то можно увидеть, что сегодня «Золушка» идет в Екатеринбургском театре оперы и балета и в Екатеринбургском театре кукол (обе премьеры, кстати, вышли в прошлом театральном сезоне). Да и в истории ТЮЗа постановка «бродячего» сюжета — уже шестая по счету. Правда, ныняшняя версия «Золушки» появилась спустя более чем 30 лет после предыдущей – спектакля 1981 года в постановке Владимира Рубанова.

Бесспорно, есть самая известная и горячо любимая интерпретация – кинофильм 1947 года, снятый по сценарию Евгения Шварца. Эту же литературную основу взяли в ТЮЗе и не прогадали: текст, который звучит со сцены, красивым языком учит детей добру и вере в чудо. А взрослым напоминает о том, что хорошее обязательно случится с тем, кто этого заслуживает.

Текст Шварца – одновременно «вкусное» и полезное содержание. «Вкусное» — потому что невольно смакуешь отдельные фразы и целые диалоги, наслаждаясь их звучанием со сцены. Какие-то из мудрых слов успели позабыться, какие-то прозвучат по-новому – тут отдельная благодарность и режиссеру, и замечательным артистам, которые – по всему видно – сумели прочувствовать эту сказку всем сердцем. Полезное – потому что даже самые простые истины порой нуждаются в том, чтобы о них напомнили. Уставшим от шума и серости мегаполиса, весеннего авитаминоза, трудовых будней и недостатка солнца екатеринбуржцам очень нужно напоминание о том, что хорошее – рядом. Нужно только поверить, что ты достоин праздника или даже чуда.

К слову, и сам спектакль является таким чудесным праздником. Он потрясающе красив — это раз. Художник-постановщик Алексей Вотяков, приглашенный из Магнитогорского драматического театра, создал волшебный визуальный ряд: от крупных декораций — таких, как магический лес  или белоснежная дворцовая лестница, до небольших элементов костюмов – таких, как пропеллер на спине Мальчика или хрустальные туфельки самой Золушки. Приятно удивляют костюмы: ранее слегка насторожившее известие о том, что художник собирается оформить «Золушку» в стиле стимпанк, оказалось не совсем точным. Вотяков и правда использовал некоторые элементы стиля, но нашел весьма удачное сочетание с пышными юбками  и мужскими камзолами: так, корсеты бальных платьев и повседневного одеяния Золушки выполнены из кожи, на головах Лесничего и волшебных фей красуются мотоциклетные шлемы, а сестры и мачеха Золушки появляются на балу с жестяными масками и крыльями за спиной в качестве костюма. Впрочем, Король, принц и придворные (за исключением жителей волшебного леса) от стимпанк-стиля далеки, как и воздушное бальное платье Золушки – оно в точности такое, о каком мечтает каждая маленькая девочка. Смешение элементов разных эпох, на котором и основан стимпанк, еще раз ненавязчиво подчеркивает мысль о том, что «Золушка» — история, которая была и будет интересная зрителю во все времена. Все, как у Шварца: «Старинная сказка, которая родилась много, много веков назад, и с тех пор все живет да живет».

«Золушка» невероятно музыкальна – это два. Вообще представить сказку без музыки довольно сложно, однако только точно и тонко созданный музыкальный ряд способен творить настоящие чудеса, создавая хрупкую атмосферу волшебного мира. Аудиоряд премьерного спектакля можно смело назвать удачей: он завораживает, захватывает, плетет единое пространство сказки и плюс ко всему прекрасно запоминается: музыка еще долго звучит в ушах, а песенки, которые есть почти у каждого героя — и у Золушки, и у Феи, и у Капрала, поются потом сами собой. Музыку написал композитор Александр Ситников – электронщик, известный как участник группы «4 Позиции Бруно» и автор музыки к спектаклям «Жанна» (Свердловский академический театр драмы) и «Щелкунчик и Мышиный король» (Камерный театр). Дополнительные нотки волшебства звучат при появлении на сцене свиты Феи: у каждого из сказочных существ в руках – покрашенный в ярко-зеленый цвет инструмент глюкофон, по которым жужжащие создания мягко постукивают «волшебными палочками». Еле слышный, будто бы и правда волшебный звук – еще одна удачная находка композитора.

И три: спектакль создан так, словно над ним поработала сама Золушка – на совесть и с душой. В этом чувствуется вклад каждого – и композитора, и хореографа-постановщика Ксении Михеевой, и художника-постановщика, и режиссера, и, конечно же, самих актеров. Каждый из образов, созданных на сцене, тщательно и небанально проработан, а потому достоин пристального внимания. Совершенно обаятельным, несмотря на отрицательный характер персонажей, получилось трио Мачехи и сводных сестер Золушки (Олеся Зиновьева, Александра Протасова, Ольга Медведева). Их существование решено с помощью языка пластики: в ломаных и четких движениях рук, резких поворотах – и строптивость, и позерство. На контрасте – плавные и мягкие движения Феи (Василиса Борок), мгновенные и невесомые перемещения ее свиты. Образ Феи, впрочем, не приторно-сладкий: в своей остроконечной шляпе, с зелеными губами и заразительным смехом она похожа скорее на ведьму, чем на добрую волшебницу. В этом, впрочем, есть особое очарование: Фея воспринимается как неиссякаемый источник оптимизма, ненавязчиво изрекающий мудрости, вроде: «Хватит о плохом – боюсь постареть!»

Одну из самых важных ролей, по версии Шварца, доверили заслуженным артистам Александру Викулину и Олегу Гетце. Король в спектакле не просто правит бал – добрый, чуткий, слегка капризный, здесь он и мудрый монарх, который уважает и любит свой народ, и внимательный отец, и гостеприимный хозяин. И когда в финале именно он произносит заветные слова «И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым», на глаза наворачиваются слезы.

И, конечно, заслуживает внимания образ самой Золушки – его на сцене воплощают в разных составах Мария Викулина и Дарья Большакова. Отталкиваясь от привычного восприятия характера героини – трудолюбивой, скромной и послушной – каждая из актрис вносит в набор черт свои нотки. Если Золушка Большаковой – по-детски непосредственная, озорная и жизнерадостная, то у Викулиной главная героиня взрослее и серьезнее. В первом случае стремление попасть на бал – детская жажда сказки, чудес, во втором – осознанное, созревшее желание найти отдушину от привычного быта.

В спектакле среди прочих трогательных и пронзительных моментов есть один, в который сердце бьется еще чаще, а в душе появляется предчувствие чуда. Это сцена, в которой Золушка, сидя в красивой карете в своем удивительном платье и предвкушая скорый бал, взволнованно говорит: «Что-то будет! Что-то будет!» Слова, которые у Шварца принадлежат всего-навсего королевским привратникам, недаром отдали главной героине: они едва ли не самые важные во всем спектакле. Они – о том, что в любой ситуации, какой бы запущенной она ни была, нужно помнить о счастливом… не обязательно конце. Просто о счастливом моменте, который рано или поздно непременно наступит. И спектакль не обманывает, а сам становится таким счастливым моментом – в этом и честность, и ценность тюзовской «Золушки».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов