Поиск по сайту

10 Апреля 2017

Авторская хореография в пространстве EverJazz

Перформанс «Провинциальных танцев» в джаз-клубе


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Мне нравится!

В воскресение в джаз-клубе EverJazz состоялся танцевальный перформанс «Я хочу быть с тобой» театра современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством известного хореографа Татьяны Багановой.

В России не так много театров современного танца с именем: камерный балет «Москва», петербургский Театр балета Бориса Эйфмана, челябинский Театр современного танца Ольги Пона, пермский балет Евгения Панфилова. Среди них выделяется наш, екатеринбургский, театр современной хореографии «Провинциальные танцы», которому уже 26 лет. За это время коллектив был награжден шестью авторитетными  «Золотыми масками», его спектакли тепло принимают в Европе и Америке, к ним приезжают стажироваться зарубежные артисты. В репертуаре театра более 25 спектаклей и программ миниатюр, представленных в разных странах мира.

Спектакль «Я хочу быть с тобой» был создан специально для площадки джаз-клуба EverJazz, поэтому танцоры были на расстоянии вытянутой руки и зрители чувствовали себя буквально на сцене. Программа танцевального перформанса состояла из трех частей, каждая из которых длилась не больше получаса, но изобиловала скрытыми посланиями, которые и предлагались для дешифровки пытливому зрителю. 

Первая часть постановки открылась песней Жанны Агузаровой «Начни сначала жить», во время которой танцоры с помощью невербального языка воссоздали переломный момент крушения СССР и начала нового периода 1990 годов. Пространство EverJazz наполнилось рваным, спотыкающимся ритмом их движений. Хореография артистов задавала тон, но наполнить этот каркас смыслом должен был каждый сам. Собственные воспоминания зрителя о том времени наслаивались на то, что было показано на сцене, и получалась индивидуальная картина восприятия.

Достаточно вспомнить любую картину нидерландского художника Пита Мондриана, и стилистика спектакля становится ясна.  Его картины были построены на дихотомии, которая прочитывалась и здесь: мужское-женское, вертикаль-горизонталь, цвет-блеклость, эмоция-равнодушие. Его намеренная упрощенность в форме не влекла за собой тривиальности в смысле, так же было и здесь.    

Один танцевальный номер был выполнен под песню Ильи Кормильцева «Крылья», в которой есть такие строки: «Когда-то у нас было время, теперь вот у нас есть дела, доказывают, что сильный жрет слабых, доказывают, что сажа бела». В руках у танцоров-девушек появилось красное яблоко, ассоциирующееся, как известно, с сотворением мира и запретным плодом, который и вкусили многие в то свободное время. Имитация жевания волос на сцене стала символом, показывающим как ранящую пустоту, так и отсутствие насущного пропитания в 1990-е. Заключительным аккордом первой части стало приглашение зрителей к совместному танцу, основные движения которого заключались в потирании плеч и рук, а также прижимания головы к сердцу партнера для выражения ему своей благодарности за участие. Ни артисты, ни зрители не существовали в определенных заданных рамках, а лишь творили спектакль наяву.

Вторая часть, казалось, сплетена из воспоминаний об эпохе 2000-х. С помощью пластической лексики была условно изображена стилистическая фигура – эллипсис, когда важное не проговаривается, но его можно восстановить из контекста. Это и было сделано аудиторией. Танец кукол («popping») с несогласованностью движений рук очертил конформистскую установку мышления некоторых людей того времени: жить как живется без дум о завтрашнем дне и попыток что-либо изменить. С другой стороны,  был показан танец бросающихся из стороны в сторону людей, жадно ищущих правильный путь, который, возможно, никогда ими не будет найден.

Композиция спектакля «Я хочу быть с тобой» получилась круговой: в первой и последней части были вкрапления танца профессиональных артистов и зрителей. Третья часть театрального действа перенесла присутствующих во времена, в которых  мы все были совсем недавно, когда не начался экономический кризис. От линии down тональность спектакля перешла к линии up. Артисты в ярких костюмах исполнили латиноамериканский танец и пригласили всех желающих разучить вместе с ними основной шаг и пируэты. Важна была не сложность исполнения, а сам посыл в виде аллюзии: «Мы хотим, чтобы вы попробовали и смогли это делать без нас». Как известно, театр – это работа для души,  подобные спектакли помогают найти и открыть что-то новое в себе для того, чтобы стать немного лучше.

Спектакль «Я хочу быть с тобой», безусловно, является авторским. Между тем, в разных частях своего выступления артисты показали свое прочтение разных техник современного танца. Например, в первой части было воплощение техники танца Мерса Каннингэма: разнообразные изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, во второй части доминировала техника танца Дориса Хамфри и Чарльза Уэйдмана, в рамках которой движение строилось на эффекте маятника: движение – задержка в одной позе – обратный возврат.

Когда мы смотрим на картину в любом музее, почти всегда нам хочется оказаться внутри нее: детально все рассмотреть, потрогать, но мы можем это сделать только мысленно. Танцевальный перформанс, который состоялся в  пространстве EverJazz и был им продиктован, позволил получить этот необычный опыт восприятия искусства, что помимо других его достоинств, ценно само по себе.

Название спектакля «Я хочу быть с тобой» символично. Удивительно, но одноименной эмоциональной песни группы «Наутилиус Помпилиус» зритель не услышит, она будет лишь в подтексте. Три части спектакля образуют как будто спираль: все в жизни взаимосвязано, и наше прошлое всегда с нами и влияет на нас. Артисты театра «Провинциальные танцы» во главе с хореографом Татьяной Багановой пригласили своего зрителя к диалогу: он может быть внешним или внутренним, самое главное, чтобы в душе был отзвук и осознание того, что если мы будем честными сами с собой, тогда мы сможем идти дальше.

Источник изображений

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Ирина / 15 Апреля 2017 в 00:46

Цой не имеет отношения к песне "Крылья"! Ее исполнял В.Бутусов (Наутилус Помпилиус), автор стихов-Илья Кормильцев.

Наталья / 15 Апреля 2017 в 10:56

Но ведь "Крылья" это песня Наутилуса! А Провинциалы были шикарны)

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга