Поиск по сайту

17 Апреля 2017

Эпоха потерянных Джейсонов

Рецензия на спектакль Дмитрия Зимина "Спасти Джейсона"


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В минувшие дни в Свердловском театре драмы прошли премьерные показы спектакля «Спасти Джейсона» по пьесе современного английского драматурга Питера Куилтера – номинанта главных театральных премий Великобритании и США – Лоуренса Оливье и премии Тони. Спектакль поставил молодой режиссер Дмитрий Зимин, оптика которого настроена на вечную тему взаимоотношений поколений уже не в первый раз: до этого были спектакли «Синяя птица» и «Отцы и дети».

«Спасти Джейсона», в отличие от названных выше, рассчитан на малую сцену. При этом пространство, в котором разворачивается действо, является полноценным соавтором. В зале всего несколько рядов и сцена, поэтому спектакль не допускает инертности, как со стороны актеров, так и со стороны зрителей: будь то вздох или взгляд с определенным посланием. В такой обстановке зрители слышат не усиленный динамиками голос или шепот, а даже само дыхание актеров, что способствует полному погружению в тот отрезок жизни, который актеры показывают своей аудитории. 

В центре истории подросток–наркоман Джейсон (Иван Попов), которого родители (Светлана Орлова и Андрей Кылосов) собираются отучить от вредной привычки весьма нестандартным способом. Спектакль построен на продолжении фразы «а что если бы… Джейсон пришел и увидел свои собственные похороны». В эпицентре подготовки к ним, собственно, и оказывается зритель в начале спектакля. Урна для праха, большая коробка чипсов известной марки как эквивалент еды на поминках, новый костюм отца и нарядное платье для матери – кажется, что учтено все. Между тем, одна деталь, как надоедливый комар в тени, мешает поверить в серьезность происходящего: все предметы куплены на распродаже, об этом зрителю напоминает и яркая бирка на костюме, и восклицания в диалоге между супругами. Обращение к штампам в виде покупки брендов помогает героям уйти от реальности в их вымышленный мир. Напрашивается аналогия с недавно прошедшей выставкой Сергея Шнурова с игривым названием «Ретроспектива брендреализма» в петербургском музее «Эрарта», в рамках которой можно было увидеть псевдовещи, замещающие реальность посредством симуляции. Получается, пьеса английская, а проблемы, поднятые в ней, интернациональные.

При появлении Джейсона сразу же вспоминается возрастной ценз на спектакль: «18+». На Джейсоне надеты кислотно-зеленого цвета колготы, комбинезон-тельняшка с изображением американского флага, воплощающим свободу во всем, а на его шее красуется кожаный ошейник с шипами. В его руках находится резиновая кукла из известного магазина, забавам с которой он и предается под рок-музыку, грохочущую на весь камерный зал. Зрителям еще повезло, что они видят Джейсона в таком виде, так как на премьере одноименного спектакля в British Theatre Guide герой был вообще в одном нижнем белье.

Спектакль «Спасти Джейсона» – это комедия, но остановиться только на этом определении было бы не верно. Ироничная интонация спектакля представляет собой сладкую пилюлю, внутри которой всегда находятся горькие гранулы. Этот прием устанавливает фокус, через который можно смотреть на проблему в пресловутой розовой дымке, хотя, в данном случае, вернее было бы сказать – зеленой.

Зеленый цвет присутствует лейтмотивом на протяжении всего спектакля: это и цвет искусственного газона, и цвет стен, и цвет колгот Джейсона. Известно, что оттенки зеленого ассоциируются со спокойствием, благополучием, природой, в то же время таким может быть и лицо больного человека. Амбивалентность прослеживается не только в цвете. Дмитрий Зимин настроил камертон спектакля особым образом: в зависимости от настроения героев меняется и музыка. Народная шотландская песня  «My Bonnie Lies over the Ocean» («Мой милый находится за океаном») звучит в минуты умиротворения, а рок- композиция – в минуты ярости.

Как и в жизни, здесь нет сугубо положительных или отрицательных героев,  у каждого из них есть своя причина бежать от реальности, но каждый делает это своими способами. Чудесного исцеления только с помощью фальшивых похорон не будет, но это событие заставит семью выйти из зоны комфорта и поговорить друг с другом начистоту. Линда, мать Джейсона, испытывает слабость к спиртному, а Тревор, отец Джейсона, любит смотреть телевизор и прятаться в шкаф – это позволяет ему справиться с психологическими проблемами. Тетя и дядя Джейсона тоже не без греха. Слабость Дерека (Константин Шавкунов) и Анджелы (Юлия Бутакова) – в сексуальной плоскости. Кажется «нормальным человеком» только соседка Мэри (Вероника Белковская), но у нее тоже есть свой секрет. В финале зрители переосмыслят название спектакля, так как оно будет казаться слишком узким и тесным: спасать нужно не только Джейсона, но и каждого из героев.

Мысль о том, что у каждого в жизни есть своя ахиллесова пята, кажется, трюизмом. Между тем, следует взглянуть на нее под другим ракурсом. Тема наркомании является зыбкой. Тот, кто столкнулся с этим явлением в реальной жизни, вряд ли захочет смотреть спектакль об этом, да еще и в ироническом ключе. Данный мотив является только оболочкой, за ней же видно зерно, из которого потом и вырастают большие гроздья проблем, а именно необходимости принятия самого себя и своей семьи. Любому в зале эта тема будет созвучна, каждый задумывался о ней не раз, но ответ, данный режиссером, прост, как все гениальное: прямой разговор всегда лучше головы, спрятанной в песок. Было бы наивно считать и такой рецепт полноценным решением проблемы, но верным шагом на пути к нему – вполне.

В актерской профессии есть термин «внутреннее существование», когда актер настолько перевоплощается в своего персонажа, что начинает вести себя, как он, думать, как он…Игра артистов достойна похвалы, так как им веришь и забываешь, что сидишь в темном небольшом зале, а перед тобой сцена и кажется, что вот она – обычная английская семья, которая решила спасти своего Джейсона, а вместе с ним и саму себя.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга