Поиск по сайту

15 Июня 2017

Авторская сказка с горстью эмоций

Рецензия на спектакль «Маленький принц» Открытого Студийного Театра (ОСТ)


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Мне нравится!

В субботу, 10 июня, на сцене молодежного театра-студии «Галерка» состоялся спектакль Открытого Студийного Театра (ОСТ) «Маленький принц».

Это произведение Антуана Сент-Экзюпери не раз становилось российской театральной жемчужиной – его ставили и Театр Романа Виктюка, и Московский театр «Современник». Особенность екатеринбургской постановки заключается в направленности  – спектакль рассчитан на зрителей от 4 лет – в то время как остальные режиссеры видят в качестве зрителей тех, кто старше 12 лет.

Основу литературного произведения маленькие зрители, наверное, узнали от своих родителей еще по пути на спектакль, потому что в холле дети заранее начали обсуждать то, что предстояло увидеть. Этому способствовал и мастер-класс, проведенный актерами театра до начала представления. Каждому предлагалось соорудить из бумаги журавлика, который мог пригодиться во время спектакля. Это нестандартное начало, вовлекающее каждого в действо, сразу же задало тон дальнейшему представлению. Дети томились не в ожидании и тоске, а в предвкушении волшебства, для которого они что-то сделали своими руками. Несколько раз во время основного действия детям вместе с dramatis personae предлагалось пустить бумажную птицу в полет по планетам – этих минут дети ждали не меньше, чем продолжения спектакля.

Отстраненность от современных компьютерных технологий, от нелинейного нарратива в детском спектакле и заставляла «дышать» им. «Маленький принц» – это, безусловно, хрестоматийное произведение для театральной постановки, но Ирина Лядова, режиссер  Открытого Студийного Театра (ОСТ), не побоялась подать его в традиционном ключе.  Задача режиссера в данном случае – увлечь зрителя только интонируемым смыслом и показать, что по современным меркам трюистический текст Антуана де Сент-Экзюпери все также актуален, как и в год создания – 1942.  

Режиссер Виктор Крамер  в моноспектакле Константина Хабенского «Не покидай планету свою» по произведению «Маленький принц» представляет планеты в виде воздушных шариков с видеопроекциями, цветы – в виде фотографий Марлен Дитрих, а невидимые розы накрываются во время действия железным шлемом. Декораций в спектакле Ирины Лядовой немного в силу другой концепции, но костюмы привлекают внимание зрителей наравне с игрой их владельцев. Так, Маленький принц облачен в красно-синий плащ, как на знаменитых рисунках самого автора – Антуана Сент-Экзюпери. Выделяется разве что саксофон, на котором играет главный герой – Летчик (Николай Нечаев) – в начале и в конце спектакля. Именно саксофон, а не самолет Летчик пытается починить, по версии Ирины Лядовой. Инструмент выбран не случайно, так как, наверное, только с помощью него можно одновременно передать нежность и страсть, волшебство и приземленность. Он также становится символом творческой реализации взрослого человека, родителя, которому ребенок помогает поверить в свои силы, вернуть надежду на полет.

Предисловие, словно панорама, выдвигает на передний план самого автора. Он не замалчивается, не скрадывается, а преподносится маленьким зрителям как равноценный персонаж того, что развернется перед ними с секунды на секунду. «Позвольте представить: Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери. Друзья называли его просто Сент-Экз. У взрослых всегда есть тысяча причин, чтобы отказаться от своей мечты, но Экзюпери был необычным взрослым: он грезил стать летчиком и стал им», – такими словами открыла представление Вероника Никулина, сыгравшая впоследствии в спектакле и Лиса, и Розу. Маленького принца сыграла шестилетняя Полина Нечаева в театральном амплуа травести. Несмотря на то, что подобный режиссерский взгляд на Маленького принца не нов – в Японии эта роль исполняется только лицами женского пола – искренняя игра маленькой Полины заставляет поверить в то, что именно она должна была быть в этой роли. Во время основного действия сильная и уверенная в правоте своих слов Полина засмущалась, когда услышала аплодисменты: ей было странно, ведь для нее игра не была работой, она была жизнью, в которую девочка просто позволила заглянуть.

Данный спектакль будет интересен и взрослым, так как они смогут встретиться в течение недолгих 40 минут со своим внутренним ребенком для того, чтобы лучше понять себя и маленького человека, сидящего рядом. В камерном зале было около 25 зрителей, и все чувствовали как один: когда расстраивался Маленький принц – улыбка у всех уходила с лица, когда смеялся Маленький принц – улыбка у всех возвращалась. Это эмоциональное вовлечение, наверное, и есть самое главное достоинство спектакля.

Фотографии предоставлены Открытым Студийным Театром (ОСТ)

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга