Поиск по сайту

31 Октября 2017

Время быть добрым

В Камерном театре Объединенного музея писателей Урала показали полную версию спектакля «Щелкунчик»


Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Знаменитая рождественская сказка Гофмана «Щелкунчик» есть теперь и в репертуаре Камерного театра. Режиссером постановки является Дмитрий Касимов, а автором инсценировки – Надежда Колтышева, точнее Дима и Надя, как свидетельствует афиша, намекающая, что в любом взрослом по-прежнему живет ребенок, надо только верить в добро.

Можно ли изложить на сцене гофмановского «Щелкунчика» со всей его бездонностью смыслов за один час для детей пяти лет? Оказалось, что можно. И если не всего, то хотя бы один из важнейших смыслов – веру в свои силы: открытое доброе сердце творит большие чудеса, чем волшебство. Этим выбранным для воплощения на сцене смыслом, сосредоточением на нем всех художественных средств, и отличается эта постановка от многочисленных остальных.

Рассредоточенное детское внимание вначале собирается светом и звуком на балконе – девочка-ангел, дух Рождества, словно сошедшая со старинной открытки конца XIX века, звонит в колокольчик… Все дальнейшее – яркое динамичное действие, скрепленное несколькими убедительными образами и лейтмотивами. Завязка конфликта создается легко считываемыми детьми способами: звуками – тревожным тиканьем часов, которое вплетено в музыку, и вербально – озвучиванием за сценой слов Дроссельмейера из текста «Щелкунчика» Гофмана («Ходит маятник со скрипом. Меньше стука – вот в чем штука. Трик-и-трак! Всегда и впредь должен маятник скрипеть, песни петь. А когда пробьет звонок – бим-и-бом! – подходит срок»). Нагнетается атмосфера постоянно проскальзывающими образами мышей в речи Фрица: он вспоминает подмышку и мышиную возню, спрашивает у крестного, не он ли изобрел мышеловку и т.д. Эти слова воплощаются визуально в мышей и мышиного короля во сне Мари – так создается образ детских страхов, используется тот же механизм, что и в психологии (вербальное становится визуальным).

Перед нами на сцене разворачивается не просто художественный мир, а мир детского сознания. Здесь есть место детской игре слов, когда Фриц искренне недоумевает, почему подмышка называется так, если мышки там нет. Есть условность физических законов и масштабов этого мира: дети рассматривают игрушечный замок с механическими куклами, который подарил им крестный, а мы видим оживших кукол и дворец, занимающий всю сцену. Увеличительным стеклом в данном случае выступает детская фантазия. Она же – движущая сила сюжета: как это, кукла не может ответить, который час? как это, нельзя попасть в сказку? Все возможно в детском мире: поэтому кукла выражает эмоции и чувствует, деревянные солдатики маршируют, куда прикажет их начальник, игрушечная лошадка несет своего седока, лебеди едят марципан и так далее.

Достаточно внятно и четко обозначено и главное правило этого мира, первым его произносит крестный Дроссельмейер: «Тебе, Мари, дано больше, чем мне, – у тебя большое сердце». И мы видим внутренний мир Мари во втором действии – это Конфетенбург. Мир, где побеждает любовь, – и Щелкунчик из деревянного уродца становится принцем, добрая мама – это Фея Драже, а сказочные лебеди действительно (и это важно для Мари) едят марципан.

Дети – самые требовательные зрители. Им важны детали, от них не ускользает ни одна мелочь. Мальчика рядом со мной волновало, а точно ли сабля у Щелкунчика не пластмассовая, а настоящая, а девочка громко спросила: «Кто это?» – когда Мари сняла с принца маску Щелкунчика. Возможно, эти моменты требуют некоторой доработки – обыгранной тяжести сабельной стали и обоснования того, как Мари увидела в Щелкунчике прекрасного принца, но во всем остальном спектакль получился цельным и считываемым детским сознанием, да и для взрослых в нем есть пища для размышлений.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов