Поиск по сайту

15 Ноября 2017

Театральный этикет в фельетонном соусе

Памятка для зрителей в стиле «Вредных советов» Григория Остера


Автор: Александра Петкау Автор: Александра Петкау
Мне нравится!

Дамы и господа! Посещение театра – это всегда событие, для некоторых людей из ряда вон выходящее. Сколько сборов необходимо произвести (один выбор платья или галстука чего стоит!), прежде чем прийти в храм Мельпомены и вкусить прелесть театральной соли. Наша памятка поможет вам показать себя во время театрального представления во всей красе. Предупреждаем только об одном: это секрет Полишинеля, поэтому читайте в укромном месте.

Первое, что нужно усвоить на зубок – это то, что готовиться к театральному событию нужно загодя. Если вы идете на модную постановку очередной «Чайки», ни в коем случае не нужно освежать в памяти текст Чехова – режиссер и актеры сами все покажут и расскажут, ваши чертоги разума должны быть свободны, иначе удовольствия не получить.

А вот рецензии в социальных сетях прокрутить мышкой вниз никто не запрещает –описание гаммы эмоций с помощью прилагательных «мощнейшее произведение», «прекраснейшая игра», «утонченнейшее прочтение» всегда всплывут в памяти в середине спектакля и натолкнут на нужную мысль. Если в тексте рецензии не преобладают суффиксы превосходной степени прилагательных, то это верный сигнал того, что критик просто-напросто не компетентен или просто черствый сухарь, но это уже другая история.

Второе – переверните свой билет, купленный на премию (а значит, поход в театр уж точно должен оправдать все ваши ожидания). Там будут написаны правила поведения в театре. Уже со второго пункта («Вход в зрительный зал после 3-го звонка запрещен») голос разума начнет шептать: что-то здесь не так. Ближе к 10 пункту вы поймете, что сотрудники театра, вероятно, забыли, что сейчас на дворе XXI век, а не советские реалии. Когда книга британской писательницы Эрики Леонард Джеймс «50 оттенков серого» лидирует во всевозможных рейтингах, как-то даже неприлично говорить о каких-то правилах в театре. Сделайте глубокий вдох и выдох (помните, Иполлит из комедии Эльдара Рязанова себя так успокаивал, и ему помогло) и поймите: сотрудники театра, вероятно, просто скопировали эти максимы из советского буклета, их соблюдения сейчас никто и не ждет.

«O tempora, o mores!» – эту фразу Цицерона всегда можно сказать ретроградам, которые будут убеждать вас, что вход на спектакль разрешается за один час до начала, а вы пришли за полтора. Вы так ждали этот вечер, а они упорствуют. Что делать, придется смириться и уйти, но вернуться за 10 минут до начала спектакля – это моветон, уж поверьте. Лучше приходить спустя 20 минут от начала, а лучше и все 25 минут захватить: раз продефилировать до часа «Х» не удалось, то пусть уж тут все смогут рассмотреть ваше объемное платье, оно обязательно должно быть с шуршащими рюшками, чтобы все-все (представляете, даже актеры обзавидуются!) обратили на него внимание.

Дальше самое главное правило – запомните, если вам что-то не нравится, то нужно сразу же оповестить об этом ваших соседей, а затем громким выкриком и самих артистов! Только так они смогут по ходу что-то исправить в своей игре и таки доставить вам удовольствие. Если вы не понимаете, зачем живой белый конь на сцене, когда вы пришли на «Чайку» (летающих птиц любой нормальный человек в этом контексте хоть как-то бы понял, но однокопытное животное… извольте!), то так и скажите. Поймите, ваши комментарии помогут и другим зрителям понять смысл – нетрудно догадаться, что озадачены режиссерской «фишкой» не только вы, все остальные просто стесняются в этом признаться. Сделайте же для людей доброе дело!

Если окружающие начнут на вас цыкать и шикать, то поднимите подбородок чуть выше обычного и скажите голосом, не терпящим возражений: «Уважаемые! У нас свободная страна! Что хочу, то и делаю!». О том, что свои права необходимо отстаивать, нам каждое утро говорят по телевизору, поэтому, будьте уверены, это будет сильным аргументом. Тем более, что театр для этого – самое подходящее место.

О том, что сотовый телефон НЕ нужно отключать, наверное, и говорить не стоит – это уже настолько прописная истина. Если вам посчастливится, и в эту секунду недовольства он начнет звонить, то не торопитесь сразу же брать трубку. Согласитесь, мучаются все, а тут из вашей сумки льются известные мотивы «Черные глаза. Вспоминаю, умираю. Черные глаза.  Я только о тебе мечтаю…» – дайте же людям возможность насладиться. Ну, а потом уж сполна выложить все, что думаете о спектакле, без смущений и кокетства – как думаете, так и говорите. Даже если критики присутствуют в зале и что-то потом возьмут из вашей речи для своей рецензии, то ничего страшного – вы ведь не какой-то там жадина?

Когда спасительный антракт будет объявлен, то нужно сразу же бежать в буфет, иначе впечатление от театра будет не полным. Представьте: вы откусываете от прекрасного бутерброда с красной рыбкой, на столе стоит бокал с шампанским… Разве это не dolce vita?

Теперь о грустном. Даже если вам не понравилась первая часть спектакля, на вторую все равно придется пойти. Во времена кризиса никто деньгами не сорит: если уж билет куплен, то должен быть «отработан» с лихвой. Тем более, еще есть надежда, что артисты-то вас услышали и во время перерыва объяснят режиссеру, что действие нужно срочно перекраивать. Мысли о печальной истории Тришки из басни Ивана Крылова «Тришкин кафтан» вы от себя отгоняете.

Время поклонов. Посмотрите на сцену, сделайте мысленно кадр со всеми артистами, и бегом в гардероб. Да, вас не будут пускать туда соседи, режиссер будет укоризненно смотреть, но что делать? Стоять в очереди еще два часа не хочется никому, поэтому, сделав каменное лицо, протискивайтесь сквозь ряды и бегите к заветной цели.

Вышли на улицу. Вздохнули. Подумали – «Вечер был все же прекрасен!» – и счастливо пошли домой, где вас ждет уже второй билет в театр на спектакль, который состоится через полгода. Время начинать готовиться.

Фельетон написан автором по мотивам посещения спектакля «Чайка. Эскиз» Евгения Марчелли в рамках Всероссийского фестиваля «Реальный театр». Зрителю, который стал героем фельетона, автор искренне передает свои жаркие приветствия. 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга