Поиск по сайту

07 Декабря 2017

Сюрреалистический мир Пабло Пикассо

В Екатеринбургском театре кукол прошла читка пьесы Олега Богаева «Пикассо: 13 картин из личной коллекции»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Что привело зрителей в этот вечер в Малый зал театра кукол? Желание послушать пьесу, главным героем которой является знаменитый художник, и возможность насладиться текстом Олега Богаева в исполнении заслуженного артиста Российской Федерации Германа Варфоломеева и студентов третьего курса Екатеринбургского государственного театрального института.

Перед началом представления нет долгих вступительных речей – все будет после: и поздравления, и награждение именинников, ведь постановка приурочена к юбилею Германа Варфоломеева и дню рождения актрисы Екатеринбургского театра кукол, заслуженной артистки России, мастера Екатеринбургского государственного театрального института Натальи Гараниной, чьи студенты участвовали в читке пьесы.

На заднике сцены вместо декораций располагается экран, а перед актерами стоит сложная задача создать художественные образы, используя только голос и мимику.  В читках пьес обычно нет активного действия или богатой сценографии, поэтому в «Пикассо» настроение задавали транслируемые на экране картины художника, видео с его участием, костюмы персонажей и музыка.

Сюжет постановки строится на событиях, происходящих на французской вилле, и начинается с приезда группы молодых людей в дом испанского художника. Позже мы узнаем, что молодые люди – это актеры, отобранные для исполнения свеженаписанной Пикассо пьесы. Приехав, актеры изумлены происходящими в доме событиями: картины оживают, из-под земли доносится неизвестный гул, а единственная предложенная гостям еда – это краска, которую Пабло Пикассо предлагает с аппетитом есть. Действие не завязано только на персонаже великого художника: существенную часть времени сам Пикассо не участвует в действии, но дух творца и эксцентрика захватывает все пространство существования героев, вынужденных подчинятся законам необычной виллы.

Образы персонажей, условно поделенные на «людей Пикассо» и труппу приезжих актеров, благодаря костюмам и расположению на сцене получились живыми и яркими индивидуальностями. Луис в исполнении Артема Чистякова – дерзкий молодой режиссер театральной труппы, скрывающий связанную с Пикассо тайну. Актрисы труппы Луиса, сестры Бриджитт (Дарья Попова) и Изабель (Елена Титова), обе влюблены в Луиса, который, кажется, не любит никого, но, тем не менее, проводит ночь с женой Пикассо. Многочисленные выяснения отношений и любовные треугольники наполняют пьесу бесконечным количеством сюжетных линий и напоминают бразильский сериал, добавляя сюра в происходящую круговерть событий.

Среди героев встречаются и реально существовавшие в жизни Пабло Пикассо люди. Например, Жаклин Рок (Софья Пачколина), последняя жена художника. В пьесе Пикассо дал женщине прозвище «Смерть», утверждая, что смерти не боится и любит ее. Смерть покончит с собой, перед этим безуспешно пытаясь застрелить мужа. Настоящая Жаклин тоже покончила с собой, но уже будучи вдовой. Секретарь художника Сабартес — также реально существующий человек. Костюм актера Романа Гермеса — жабо, очки и шляпа – притягивал внимание: он в точности соответствовал облику персонажа на картине Пабло Пикассо под названием «Portrait de Jaime Sabartes en Grand dEspagne» («Портрет Хайме Сабартеса в Гранд д’Эспань»), что, несомненно, говорит о подготовленности к сценическому воплощению пьесы.

Особую роль в сюжете и атмосфере постановки сыграл Пико (Родион Михно), слуга художника. Наравне с главным героем Пико высказывает ключевые для спектакля фразы и поддерживает испанского художника в любви к абсурду. Пико – бывший муж Смерти, он продолжает любить Жаклин, но учится у Пикассо рисовать, называя себя его сыном и неизвестным художником. «Я – известный художник, чье имя неизвестно никому. Самая большая известность – это полная неизвестность», — провозглашает он. Актерам молодой человек кажется сумасшедшим прихвостнем Пикассо, но самая большая трагедия персонажа — в любви к Жаклин и Пикассо, которая не оставляет Пико шансов на жизнь.

Герман Варфоломеев, сыгравший заглавную роль в «Пикассо» – одетый в черное мужчина, с круглыми очками, придающими актеру сходство с художником. Пикассо в пьесе и постановке – человек эксцентричный и не боящийся высказывать свои мысли, бодрый и моложавый. И пока зрители смотрят спектакль, забывается прозвучавшая в начале ремарка о том, что Пикассо осталось жить две недели. По этой причине конец сминается: настроение, заданное ремаркой, исчезает, и «Пикассо» превращается в комедийную постановку о загадочных выходках необычного персонажа.

Чем дольше продолжалась читка, тем всё более сюрреалистичным и запутанным становился сюжет пьесы, а финал и вовсе спутал все карты. Линия действия, тянущаяся с начала чтения, вдруг оборвалась, извернулась, изменилась и окончательно ускользнула от понимания. Кажется, что на последних страницах пьесы должно было скрываться объяснение странного поведения обитателей дома – игра, кино, маскарад… Но игра оказалась правдой, а текст пьесы, сыгранной приезжими актерами, так и не был разглашен. В связи с этим возникает вопрос: «Что же на самом деле написал Пикассо Олега Богаева в своей пьесе?».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга