Поиск по сайту

19 Декабря 2017

Космическая геометрия

Танцевально-поэтический спектакль «Инструкция на будущее» Minoga Dance Company


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Алексей Патентный Фото: Алексей Патентный
Мне нравится!

В минувшую пятницу Minoga Dance Company отпраздновала четвертый день рождения. На перформанс-платформе Ельцин Центра встретились несколько поколений танцоров «Миноги», а также друзья компании. Публика собралась не только для того, чтобы попробовать именинный торт, но и чтобы увидеть ретро-футуристичную постановку «Инструкция на будущее», ставшую премьерой прошлого сезона.

Тем, кто уже бывал на перформанс-платформе Ельцин Центра, помещение вспомнится холодным, бездушным и пустым офисом. Но в этот вечер, войдя в комнату, зритель сразу оказывается в пространстве, подчиненном компании Minoga и ее истории. У входа – фотозона с ковром из спектакля «Пиджин», премьера которого состоялась совсем недавно на VIII Международном фестивале современного танца «На грани», недалеко от фотозоны можно прочесть либретто спектакля, стоя на подвижной платформе. На стене – проекция видео из архива Ильи Манылова, художественного руководителя, хореографа и основателя «Миноги».

Выпив чаю и ознакомившись с записями работ танцевальной компании, публика занимает зрительные места, готовясь окунуться в пятидесятиминутный спектакль.

Действующие лица постановки — шесть девушек, одетых в почти заводскую униформу: белые рубашки с коротким рукавом, черные штаны и фуражки, голые стопы. И молодой человек, поэт Руслан Комадей — единственный в обуви и свободной кофте. Комадей не танцор, что сразу заметно – его пластика не такая отточенная, как у девушек, движения невнятные и нечеткие, но энергичность жестов и выразительность мимики выдают личность экспрессивную и чувствующую, притягивающую внимание с первой секунды появления артиста на сцене.

Пластика героинь постановки тяготеет к геометризму, напоминая супрематические полотна Кандинского или коллажи и ракурсные фотоснимки Родченко. В постановке нет места нежным балетным поворотам головы и корпуса: руки и ноги девушек двигаются будто бы строго по математическим осям, выписывая четкие фигуры. Движения танцовщиц иногда повторяются по несколько раз, зацикленность превращает их в детали огромной заводской машины, расположенной в гигантском цехе одного из советских заводов.

Имя Родченко упомянуто нами не случайно, ведь именно вдохновившись выставкой его фотографий «Индустриальный мир глазами Александра Родченко» в Уральском филиале ГЦСИ, Илья Манылов и создал «Инструкцию на будущее». В экспозиции весенней выставки были представлены работы периода 1926-1932 годов — на это время пришлось самое плодотворное увлечение Александра Родченко геометрией и абстрактными композициями в фотографии.

Помимо минималистичной музыки, в постановке звучат и слова, произносимые поэтом Русланом Комадеем. Он проговаривает текст – собственную интерпретацию писем фотографа, его размышления, страхи и чувства. Воплощенный Комадеем Родченко — жесткий, но уязвимый человек-поэт. Александр Родченко не был поэтом, он был живописцем, графиком, скульптором, фотографом, художником театра и кино, но сочинять рифмы у него выходило плохо. В спектакле же мысли художника, вложенные в уста поэта, звучат как поэзия и поэтому, называя постановку танцевально-поэтической, авторы не лукавят, ведь спектакль сочетает в себе оба искусства: слово и танец.

«Все тексты, которые вы слышали в спектакле – это интерпретации писем Родченко. Мы попытались поместить художника в космическую среду. Вообще предполагались еще скафандры и летающий Комадей», – пояснил Илья Манылов.

Интересен хореографу-постановщику и образ советского времени: в постановке периодически звучит «Песня о встречном» — одна из первых советских композиций, ставших популярной. Написанные для фильма «Встречный», который повествует о трудовых задачах пятилеток и энтузиазме рабочих, строки обрели самостоятельную жизнь и до сих пор исполняются вокальными ансамблями. Теперь же слова, написанные для рабочих фабрик и заводов, оказываются включенными в постановку современного танца и звучат из уст не певцов, а танцовщиков.

Нас утро встречает прохладой, 
Нас ветром встречает река. 
Кудрявая, что ж ты не рада 
Веселому пенью гудка?

Исполняемые девушками в темной комнате с напряженной синей и красной подсветкой слова звучат угрожающе, когда же танцовщицы начинают отбивать ритм на черных деревянных ящиках, то становятся и вовсе пугающими. На лице Руслана Комадея – гримаса ужаса, боли и страха, а на лицах девушек – серьезное и сосредоточенное выражение.

«Инструкция на будущее» — постановка от лица людей, живущих в современности, об эпохе ушедшей. Сложно судить о совпадении ощущений нашего и советского поколений, но для нас время пятилеток и конструктивизма, порой, кажется наполненным страхом и болью в большей степени, чем энтузиазмом от подъема производства. Отголоски этой боли и улавливаются в постановке.

Эта сцена – одна из последних. Потом девушки составят из черных ящиков подиум, за которым исчезнут танцовщицы. Комадей-Родченко пройдет по нему и замрет на краю, не решаясь сделать шаг вниз.

После спектакля пообщаться со зрителями вышел и сам постановщик спектакля Илья Манылов, рассказавший об истории «Миноги», начавшейся четыре года назад с простого разговора в кафе. Как это было, Илья поведал нам совсем недавно, перед Международным фестивалем современного танца «На грани» – интервью можно прочитать здесь.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга