Поиск по сайту

20 Декабря 2017

Старый «Морозко» на тюзовский лад

Премьера новогодней сказки в Екатеринбургском театре юного зрителя


Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Шабунина Фото: Татьяна Шабунина
Мне нравится!

Екатеринбургский театр юного зрителя открывает сказочный сезон: сегодня на большой сцене состоялась премьера спектакля «Морозко» для детей от шести лет. Нам же посчастливилось увидеть постановку чуть раньше: мы побывали на сдаче и готовы поделиться своими впечатлениями.

«Морозко» для русского народа – сказка столь же знакомая и любимая, сколь и многогранная: есть множество ее сюжетных вариаций, самая известная из которых воплощена в замечательном советском фильме Александра Роу. Екатеринбургский ТЮЗ же представил собственную версию, созданную полностью силами театра: текст пьесы написал актер Илья Скворцов (который, к слову, уже не впервые сочиняет тексты для новогодних сказок), а поставил  «Морозко» заслуженный артист России Владимир Иванский, определивший жанр как «новогодние превращения по мотивам русских народных сказок для детей и родителей».

Тюзовская версия далека от сюжета фильма или вариаций, записанных в сборник «Народные русские сказки» Александра Афанасьева. Мы знакомимся с доброй и работящей девушкой Настенькой (Мария Викулина), ее отцом (заслуженный артист России Валерий Смирнов, в другом составе — заслуженный артист России Александр Викулин), мачехой (Елена Стражникова) и сводной сестрицей Матрёной (Ольга Медведева). Возвращаясь домой из города, отец сообщает родной дочери радостную весть: домой возвращается армия, а вместе с ней – жених Настеньки, солдат Иван (Сергей Тиморин). Пока невеста радуется, недовольная собой и всеми вокруг (особенно, конечно, Настенькой) Матрёна задумала недоброе – заполучить жениха сестры. Маменька, поначалу возмущенная подлостью кровинушки, все же соглашается ей помочь, и вместе они задумывают отправить Настеньку в самую глушь леса, якобы за особыми дровами, на которых должны печься пироги для встречи Ивана. Доверчивая девушка соглашается, отправляется с отцом в лес, где ей предстоит заблудиться и встретиться с грозным на вид, но добрым в душе Морозко (Борис Зырянов/Илья Скворцов)…

Если вы думаете, что на этом сюжетные коллизии завершаются, то вы в корне неправы. Приключения героев только начинаются. Настеньке предстоит не только подружиться с Морозко, но и справиться с колдовством Бабы-Яги (народная артистка России Любовь Ворожцова, в другом составе – Любовь Иванская) и ее верного Кота (Сергей Молочков), а солдату Ивану – распознать хитрость Матрёны и Мачехи, найти Настеньку, по ходу вызволив из капкана говорящего Медведя (Даниил Андреев) и освободить возлюбленную от злых чар. Необычный финал истории ждет и Матрёну с Мачехой – но не будем раскрывать всех секретов, ведь увидеть сказку своими глазами действительно стоит!

Почему же мы советуем непременно составить собственное мнение о тюзовском «Морозко»? Во-первых, несмотря на довольно-таки продолжительное действие, сюжетные коллизии спектакля не дают скучать ни детям, ни взрослым: сюрпризов на самом деле много. Персонажи спектакля, потрясающе яркие сами по себе, ко всему прочему поют и танцуют, что первым юным зрителям явно пришлось по душе: едва раздавались первый звуки музыки, как дети начинали хлопать. А уж каких оваций удостоилось сопровождаемое песней появление непривычной, в духи стимпанка, Бабы-Яги! Персонажи Матрёны и Мачехи потрясающе уморительные – чего стоит одна только фирменная Матрёнина истерика, напоминающая сигнал тревоги, или ярко-красные щеки и угольные брови (в этот момент невозможно не вспомнить Марфушку Инны Чуриковой из фильма «Морозко»). А партнерская работа Елены Стражниковой и Ольги Медведевой, которую мы не так давно видели в спектакле «Э!..», где актрисы исполняли роли жены и дочери городничего, продолжает восхищать зрителей: глядя на этот дуэт, к детскому смеху не стесняются присоединиться и взрослые!

Юмор в постановке – качественный и по-настоящему добрый, однако он не единственное достоинство постановки. В ней много трогательных и искренних моментов – и в большинстве из них радуешься тому, какими искренними, нефальшивыми могут бы на сцене тюзовские актеры. Казалось бы, чем может удивить та же Настенька? Ведь с первых секунд ее появления персонаж, казалось бы, совершенно ясен. Однако Мария Викулина умеет преодолеть кажущуюся простоту своей героини, наполняет образ глубиной и совсем не детской мудростью.

Наблюдать за развитием характера Настеньки и вместе с тем осознавать верность героини своим идеалам – это и удовольствие, и повод задуматься над главным вопросом постановки: что побуждает к дурным поступкам, а что заставляет нас совершать добрые дела? На первый вопрос создатели спектакля отвечают шутя: мол, все зло – оно ненастоящее, от колдовства: вот Матрёна с Мачехой, например, стали вредными, когда их ненароком давным-давно заколдовала Баба-Яга. А вот серьезно отвечает на этот (и заодно на второй вопрос), конечно же, Настенька: злым человек становится от нелюбви, а добрым — если его любят. Нужно лишь суметь найти хотя бы каплю любви, даже если тебя окружает море зависти, несправедливости и злости. Настенька нашла – может, и мы сумеем?

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Наталья К. / 20 Декабря 2017 в 22:59

С чего у вас начинается новый год?У нас,уже традиционно,с новогодних представлений в Тюзе,именно в день премьеры.Так было и сегодня.Спасибо за чудесную сказочную атмосферу,царящую повсюду,за игру актеров-она как всегда была великолепна,шикарные костюмы,за отличные эмоции и подаренное нам предновогоднее настроение!Интермедия после"Морозко,"в фойе 2 этаж,окунула даже взрослых в детство,все танцевали и веселились!С наступающим!Спасибо за сказку!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга