Поиск по сайту

11 Января 2018

Вчитаться в старость

Читка пьесы Таи Сапуриной в Ельцин Центре


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Вчера в Ельцин Центре творческая команда театральной платформы «В Центре» подготовила сюрприз на день рождения екатеринбургского драматурга Таи Сапуриной: режиссер Дмитрий Зимин с актерами Свердловского академического театра драмы поставил читку пьесы именинницы «Моя старость».

Несколько слов о пьесе и драматурге. Тая Сапурина – ученица Николая Коляды, автор пьес «Банка сахара, или Сказка о стране розового перца» (пьеса заняла I место на конкурсе «Евразия» в 2012 году, после чего ее поставил в «Коляда-театре» Александр Вахов, а главную роль исполнил Олег Ягодин), «Кот стыда» (в 2014 году вошла в шорт-лист «Новой пьесы» фестиваля «Золотая Маска»). Что касается пьесы «Моя старость», над которой Тая Сапурина работала больше года, то в 2015 году она вошла в основную программу фестиваля молодой драматургии «Любимовка».

К сожалению, увидеть постановки пьес уральского драматурга сейчас не удастся: «Банки сахара» в репертуаре «Коляда-театра» больше нет, за другие пьесы театры пока не берутся. Поэтому читка, поставленная «В Центре», в своем роде уникальна (хотя мы знаем, что непрофессиональный театр «Фабрика» на следующей неделе выпускает премьеру по одной из Таиных пьес «Последний поход Урызмага»). Впрочем, на то есть причины: «Моя старость» – текст объемный, порядка 30 страниц некрупным шрифтом, и огромное внимание и пространство в нем уделено ремаркам. Пространные, с множеством деталей, которые автор прописал с огромным вниманием и трепетом, они здесь не менее значимы, чем диалоги. Не просто описание пространства и действия – целые литературные кусочки, словно аккуратно вырванные из художественного рассказа или повести странички.

«Наше время, Урал. Комната Ивановны. Единственная комната в квартире, где не сменили окна. Везде пластиковые, а тут еще старая деревянная выбеленная рама и решетка на окне. За окном футбольное поле. Подстриженный газон, две команды детей в цветных майках гоняют мяч. Слышно только звон мяча после удара, да крики тренера. Дети еще не матерятся, когда что-то идет не так».

В читке на «Любимовке» (режиссер Ксения Зорина) эти ремарки безжалостно вырезали почти до основания. «В Центре» – оставили, дали авторскому голосу зазвучать, не позволяя в такие моменты зрителю отвлечься на декорации, свет, актерскую игру. В постановке Дмитрия Зимина невозможно не почувствовать уважение режиссера к драматургу и его тексту, что ценно, ибо текст достоин быть услышанным. Он, как и все пьесы Сапуриной, – об одиночестве; одиночестве, передающемся из поколения в поколение, как особый ген. Он есть и у Прабабушки, и у Ивановны – дочери Прабабушки, и у Нины Михайловны, дочери Ивановны, и у Эльзы, дочери Нины Михайловны, и у Девочки в шапке, дочери Эльзы. И у их мужей, бывших мужей, будущих мужей, не-мужей. Одиночество, которое приводит старость – потому что отстаешь, не успеваешь больше жить, уходишь в воспоминания, которые не торопят, обволакивают и становятся самой жизнью.

Читка решена лаконично: символические костюмы, совсем немного музыки (в основном – приметы времени и фоновые звуки), никаких декораций. Все художественное оформление обеспечивает световое решение. Подобно воспоминаниям, актеры «выплывают» из тьмы, которая порой наполовину скрывает их фигуры и лица. Единственное однозначно светлое пятно – проекция на стене: портреты героев, черно-белые и крупные, по ходу действия покрываются морщинами, один за другим, все быстрее и быстрее. Завершают эту неумолимую череду последние строки пьесы – белые на черном фоне, в черноте сценического пространства с одним-единственным белым фонарем: «Бегут. Куда бегут, зачем? Бегут. Жизнь продолжается». Жизнь большая, ей нет дела до маленьких одиноких людей. Оптимистичного финала нет – есть юная девушка в шапке и желтом, как цыпленок, свитере – правнучка, тоже с геном одиночества, которому еще не пришло время обнаружить себя. И быть может, по какой-то счастливой случайности – не придет. А пока она просто волнуется за тех, кто старше; только так им станет чуть менее одиноко в своей старости.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга