Поиск по сайту

06 Марта 2018

Жизнь как суп

Премьера спектакля «Страшный суп» по пьесе Олега Богаева в постановке автора


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Пьесы Олега Богаева – это всегда особое удовольствие разгадывания скрытых символов, действия и смыслов. «Страшный суп» на малой сцене Свердловского академического театра драмы не стал исключением. На 1 час и 40 минут зритель погрузился в страшный кошмар человечества – бесконечный день сурка.

В начале спектакля в центре внимания зрителей оказывается харизматический мужчина – Александр Сергеевич Фромм (Илья Андрюков). Он раздает визитные карточки (на которых, кстати, перечислены многочисленные регалии этого удивительного человека: психолог, визажист, бизнес-тренер) и общается с публикой как со старым знакомым. Здесь зритель и сам превращается в часть действия. Александр Сергеевич обещает легкую жизнь без забот, стоит лишь ходить на его великолепные лекции и семинары. Не проходит и минуты, как  мужчина начинает вспоминать, как увидел летящую утром комету. Тут терпение одной из участниц семинара не выдерживает, она взрывается негодованием, начинается перепалка и… В пространство сцены вторгаются цыгане.

Теперь публика на свадьбе. Она с упоением наблюдает за экспрессивным танцем молодоженов. Танец, впрочем, быстро сменяется будничной обстановкой. Невеста (Екатерина Соколова) все еще в белом пышном платье, перебирает свадебные подарки, жених (Егор Партин) сидит с кастрюлей супа. В этот момент раздается громкий стук в дверь: появляется невысокий плотный мужчина, сосед Кондрат Филиппович. Сосед возвращает денежный долг, дарит странные свадебные подарки (среди них огромные песочные часы), ложками поглощает варенье, сообщает о своей поездке в экспедицию, затем  понимает, что опаздывает на поезд и поспешно уезжает на мотоцикле. Отъезжает, впрочем, недалеко, потому что на пути ему встречается столб, в который сосед врезается насмерть. Его смерть видят из окна молодожены, и здесь, именно в эту секунду, временная ткань дает сбой.

Теперь, что бы ни делали персонажи «Страшного супа», Кондрат Филиппович будет возвращаться вновь и вновь, произносить быстрые сбивчивые слова, дарить самые разнообразные подарки и разбиваться насмерть о бетонный столб.

Тем не менее, жених и невеста, угодившие в эту временную петлю, продолжают свою самую обычную жизнь: ругаются, собирают деньги, бросаются взаимными обвинениями, затем мирятся и  снова, и снова, и снова. Будто бы не только их сосед вынужден произносить одни и те же слова, но и они сами. Самое же страшное в том, что молодым людям дарована свобода высказывания, но они ей не пользуются.

В конце концов, молодожены убивают Кондрата Филлиповича и выбрасывают его из окна, завернув в скатерть. Впрочем, делают они это так же спокойно и непринужденно, как если бы парочка сбрасывала из окна не человека, а арбуз. Только и это не помогает им разорвать петлю: вездесущий сосед возвращается вновь.

Измученные бесконечной театральной рекурсией зрители, становятся бесконечно рады новому персонажу столь сюрреалистичного действа. В цепь событий врывается не менее безумный полицейский (Константин Шавкунов), ведущий расследование по убийству мотоциклиста. Позже к компании добавляется пара влюбленно-томных медицинских работников (Наталия Иванова и Иван Попов), приехавших осмотреть труп. Но мертвец пропадает и возвращается, а непутевый полицейский и медики вместе с молодоженами оказываются  пойманными в ловушку нереальной реальности.

Кажется, что в сценическом пространстве все дышит безумием: от банки варенья (плавающих в красном растворе блесток) до мягких тапочек жениха и невесты. Но мы знаем, что главное безумие заключается не в вещах, а в головах людей. И «Страшный суп» Олега Богаева доказывает это. Подарив персонажам второй шанс, дополнительное время на то, чтобы все исправить, помириться, насладиться временем, которое им досталось, драматург следит за героями, ждет, что они осознают свое счастье, и насладятся спасительной бесконечностью.

Можно посмотреть на «Страшный суп» и с другого ракурса. На  мрачную сторону указывает нам цитата, которую произносит Кондратий Филиппович: ««И придёт с небес Великий Повар. И наступит день Страшного Супа, когда он в белом фартуке окинет взором грешную Землю, и возьмется готовить похлёбку». Знаете, у Эйнштейна была шутливая теория, по которой Конец Света – это не черти с рогами, а зацикленность времени. Если так, то Страшный Суд идет давно, нас всех уже покрошили, посолили, и варят. Но мы этого не знаем, и булькаем в соусе собственной глупости, хотя давно кипим на медленном огоньке». По такой версии – герои пьесы попали в ад, они должны бесконечно проживать один и тот же день, беспрерывно ругаться, у них не будет ни покоя, ни отдыха, тишину их квартиры вечно будет нарушать мертвый мотоциклист, вламывающийся в дверь и быстрой скороговоркой произносящий уже надоевшую речь.

Зритель, зачарованный вечным повторением, поневоле погружается в мыслительный транс и уже не понимает, что же должно произойти такого, чтобы действие вышло из мертвой петли времени.

Но тут спектакль заканчивается и не заканчивается одновременно: неожиданно публика понимает, что перед ней стоят уже не актеры, а обычные люди, просто примерившие на себя чью-то роль, и теперь ее сбросившие. Простые и, кажется, уже знакомые люди начинают по очереди говорить о самой большой в жизни ценности, о родных, о том, что важно на самом деле, без напускного блеска, мишуры, амбиций.

Конец «Страшного супа» – это откровение. Не только из-за того, что актеры буквально обнажились перед зрителем, показав самих себя без примеряемого образа, но и потому, что каждый сидящий в зале, и сам задумался о самом важном, самом сокровенном, самом нежном и любимом.

Постановка Олега Богаева вместила в себя целый ряд размышлений автора на различные темы о жизни и смерти. Их не так легко обозначить, и еще труднее разбить на категории. Четко осознается лишь одно – ответить на популярный сейчас вопрос – «А что бы ты сделал, если бы узнал, что тебе осталось жить всего лишь один день?» – не так-то просто.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга