Поиск по сайту

29 Марта 2018

Шекспир с привкусом Joy Division

Премьера спектакля в Камерном театре


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Камерный театр Объединенного музея писателей Урала представил зрителям премьеру, приуроченную к празднованию Международного дня театра – «Сонеты Шекспира». В нем Елизавета I неспешно прогуливается среди шекспировских персонажей, леди Макбет, Джульетта и Офелия танцуют вместе, Ромео и Макбет играют на гитарах, а Дездемона поет.

Эпиграф спектакля гласит: «Love Will Tear Us Apart» (Любовь разорвет нас на части) – это название одной из самых известных песен британской рок-группы Joy Division. Группы, вокалист которой Иэн Кертис покончил жизнь самоубийством, а написанную им песню «Love Will Tear Us Apart» называют «предсмертной».  Несложно провести параллели с большинством пьес Уильяма Шекспира, где любовь совсем не метафорически «раздирает» влюбленных на части: Ромео и Джульетта, Макбеты, Дездемона и Отелло.

Автор идеи, режиссер, художник-постановщик и музыкальный руководитель инсценировки Дмитрий Касимов насытил спектакль мелодиями и песнями. Здесь звучит аутентичная средневековая музыка, каверы на песни в стиле рок, оперные арии Ольги Семенищевой. Использованы как аудиозаписи, так и живое исполнение с помощью таких инструментов, как трэвел-гитара, глюкофон, кахон, маракасы, барабан, бар-чаймс и другие. Музыка сопровождает хореографию дважды номинанта Национальной театральной премии «Золотая маска» Александра Фролова, образуя единую лирично-пластическую композицию, в которой герои спектакля существуют, как в эфемерном сне.

Сценография постановки проста и одновременно изысканна: сцена обнажена, мы видим ее ширину и глубину. В то же время над ней – балкон второго этажа, оплетающий сценическое пространство по периметру, вероятно, символ высшего мира, существующего параллельно миру земному. Именно оттуда спускается знаковый персонаж пьесы – королева Елизавета I (Юлия Родионова). И туда ведет лестница, на вершину которой будут стремиться попасть многие персонажи «Сонетов». Под балконом – кружево арок, дающее повод для игры актеров с пространством.

Костюмы известного уральского дизайнера Наталии Соломеиной прекрасно дополняют характеры персонажей. Так, нежные девушки Офелия, Джульетта и Влюбленная одеты в «шопенки». Леди Макбет, подобно змее, облачена в обтаивающую и блестящую, как чешуя, черную ткань. Одежды не сковывают движения актеров, добавляют их образам небесной легкости и инфернальной гибкости. Главная же героиня постановки Елизавета I одета в средневековый наряд английской королевы, она – единственный реально существовавший исторический персонаж.

Зритель спектакля путешествует в мире шекспировского театра вместе с королевой. Она, то появляясь, то ускользая, прислушивается к горячему шепоту влюбленных или к их чувственной песне. Елизавета как покровительница искусств (именно ее правление историки называют «Золотым веком Англии» в связи с расцветом культуры), призвана быть связующим звеном между сценами из произведений Шекспира: мы вместе с королевой вспоминаем ее блистательную жизнь и проникаем в тайны шекспировских персонажей.

Значение многих символов спектакля угадывается на интуитивном уровне. Вот звенящий бубенцами браслет шута, переходящий к сошедшей с ума Офелии. Или тарелка с ложкой – здесь важнее звук, издаваемый при взаимодействии предметов. Стук ложки о тарелку как символ беспомощной старости, которую приходится заботливо кормить невкусной кашей. Старость, сохраняющую воспоминания юности и любви. Есть и более сложные загадки, например, черная птица, не позволяющая героям взобраться вверх по ступеням. Отчего-то им необходимо попасть туда, где позволено находиться лишь Елизавете. Они дерутся за право постоять на верхней ступени, но черная птица неумолимо низвергает каждого. Избегают этой участи лишь двое влюбленных (Василиса Борок и Вадим Долганов) да старец Просперо (заслуженный артист России Владимир Сизов).

Сонеты звучат вперемежку с ключевыми сценами лучших пьес Шекспира. Так, Офелия (Анастасия Афанасьева) показана в минуту потери рассудка. Одна из самых страшных сцен в «Гамлете» и в инсценировке «Сонеты Шекспира» – хрупкая девушка одна среди толпы охвачена отчаянием. Игра Анастасии Афанасьевой правдоподобна, на нее почти невозможно смотреть, но нельзя и оторваться от ее пляски безумия. По завершению монолога Офелии зал взрывается аплодисментами. Ричард III (Сергей Шляпников) произносит слова, в которых убийца восхищается своим умением обольщать женщин, даже тех, чьих мужей он убил. А леди Макбет (Наталья Комарова) уговаривает мужа (Дмитрий Касимов) пойти на все ради получения трона.

После просмотра спектакля складывается ощущение, что режиссер хотел решить в его рамках огромное количество задач и найти ответы на множество стоящих перед ним философских вопросов.  Однако, не всегда решение задач доводится до конца. В итоге мы получаем  не стройный, осмысленный переход от одного шекспировского сюжета к другому, а скорее перебирание сцен различного настроения (комического или трагического), наслаивающихся одна на другую. Не утонуть в пучине страстей и лихорадочном поиске ответов на вечные вопросы бытия зрителю помогает музыка, неизменно притягивающая внимание и эмоционально связывающая действие.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов