Поиск по сайту

30 Марта 2018

Балетные витражи

Рецензия на одноактные балеты «Made in Ural» Екатеринбургского театра оперы и балета


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Мне нравится!

В Екатеринбургском театре оперы и балета 27 и 28 марта состоялись премьерные показы одноактных балетов «Увертюра» Игоря Булыцына и «Любовные песни» Антона Пимонова. Работы молодых российских хореографов в рамках спектакля «Made in Ural» дополнил балет «Консерватория» Августа Бурнонвиля, который поставила Дина Бёрн Ларсен, известный специалист по наследию датского балетмейстера. Три постановки объединяет тема балетного закулисья, в которое зрителям обычно вход запрещен.

В далеком в 1848 году Август Бурнонвиль поставил свой знаменитый балет «Консерватория», представив на всеобщее обозрение репетиционный процесс: две девушки приезжают в Париж и решают поступить в школу танца, первый акт (вторая часть балета утеряна – прим. ред.) и есть урок в школе танцев.  Другой датский балетмейстер Харальд Ландер оттолкнулся от этой идеи и пошел в своих изысканиях дальше – он показал рождение балетных ансамблей в спектакле «Этюды». Вслед за ним русский балетмейстер Асаф Мессерер поставил «Класс-концерт», в котором с помощью хореографической лексики были тщательно прорисованы почти все балетные движения: пять позиций и плие, упражнения у станка, наклоны.

В последние годы в России появилась целая серия произведений разной направленности о закулисной балетной жизни. Из последних кинолент сразу же вспоминаются «Черный лебедь» Даррена Аронофски, «Большой» Валерия Тодоровского, «После тебя» Анны Матисон. Из современной фотографии – проекты  петербургских фотографов Дарьяны Волковой «Душа в ногах» и Марка Олича «Театральные зарисовки», из литературных новинок – книги-посвящения Майе Плисецкой, Анне Павловой, Галине Улановой. Монотонная сторона профессии становится интересна зрителям, потому что в закулисье и зарождается искусство, которое позволяет вознести смотрящего на сцену на другой уровень восприятия с помощью одного лишь движения. Каждый человек любой профессии помнит момент в своей жизни, когда фраза «Ну, наконец-то получилось» вырывается из груди и что-то меняется – он больше не будет прежним. Возможно, пережить тот самый момент и позволяют спектакли, в которых артисты балета показывают, казалось бы, рутинные движения с репетиций.

Екатеринбургский театр оперы и балета демонстрирует только небольшую часть балета «Консерватория», с которого началась история поднимаемой темы – дивертисмент, представляющий собой урок классического танца. Не случайно, «Консерватория» открывает вечер одноактных балетов «Made in Ural» – она и есть контрапункт, то есть высшая точка развития сюжета, два последующих балета будут неизбежно сравниваться с этой классической версией прочтения темы. Как в романе английского писателя Сомерсета Моэма «Театр», «красным платком» станут виньеточные позиции рук и наклоны корпуса артистов балета, которые сделали свое дело – на это хотелось смотреть и спрашивать себя не  «До скольки репетиция?», а «Как у них это получается?». Антураж в жемчужно-пастельных тонах создавал ощущение балетного зала XIX века, знакомый нам по полотнам Эдгара Дега. Примечательно, что художник всегда сам подбирал рамы для своих картин, так как считал их продолжением самой картины. Это же можно сказать и об увиденном балете – одежда сцены становится полноценным героем.

В балете «Увертюра» лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреата премии Губернатора Свердловской области Игоря Булыцына три пары танцуют в традиционных бальных костюмах белого цвета на контрастном фоне «Водяных лилий»  Клода Моне. Классические па-де-де захвачены мажорной музыкой Антонио Сальери к опере «Катилина». Асимметричность и неровность движений акцентируют внимание – кажется, что если бы у зрителей был с собой фотоаппарат, то каждый кадр получился бы, как надо: в движениях есть страсть, уверенность, точность исполнения. Разве не этому же учат в  репетиционном зале?

Балет «Любовные песни» обладателя премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа хореографа» Антона Пимонова выводит на сцену семь мужчин и одну девушку (Мики Нисигути) в красно-черных тренировочных костюмах. А зачем надевать «шопенку», если это «разогрев», которым занимаются все артисты балета, когда приходят на работу. Под музыку Иоганнеса Брамса артисты признаются в любви профессии, в то время как зрители, чувствуя себя на Дне открытых дверей, наслаждаются хореографией в неклассическом рутинном ракурсе.

Вы замечали, что одноактные балеты похожи на витражи? Каждый осколок – сгусток цвета, смысла, эмоций, который формирует целое полотно. Стоит свету упасть не под тем углом, как витраж заиграет новыми красками, а значит и смыслами, сохраняя в себе заложенную мастером идею. Спектакль «Made in Ural» примечателен генетическим кодом труппы – два балета поставлены екатеринбургскими хореографами, которые доказывают, что выражение made in Ural – это признак качества.

Ближайший показ одноактных балетов «Made in Ural» состоится 25 апреля.

Фото: Ольга Керелюк

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры