Поиск по сайту

12 Апреля 2018

Кирпичи культуры: Театр «Провинциальные танцы»

Очередной выпуск рубрики об истории культурных учреждений


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Совсем скоро 15 апреля состоится церемония вручения Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска». На премию номинирован и горячо любимый екатеринбуржцами Театр современной хореографии «Провинциальные танцы». Мы болеем за уральских танцовщиков, ведь коллектив является уникальным явлением в культурном пространстве Екатеринбурга. «Провинциалов» называют лучшим театром современного танца в России. Поэтому для нас он является полноценным «кирпичом культуры».

Становление театра произошло в 1990 году, до этого коллектив находился в поиске направления и постоянном экспериментировании. Вскоре главное место в театре стали занимать танец и жест. Образы танцовщиков дополняли костюмы художницы Ольги Паутовой. Подчеркнуто декоративные и экстравагантные, они играли и продолжают играть важную роль в творчестве коллектива, являясь неотделимой частью создаваемых образов.

Художественным руководителем и основателем коллектива вплоть до 1993 года был Лев Шульман, а одним из хореографов и постановщиком первого цельного спектакля «Версии.Часть I» была Татьяна Баганова. За это время у театра состоялись также премьеры программ «От Баха до…» и «Искусство импровизации».

В мае 1991 года на первых спектаклях «Провинциальных танцев» арендованный зал Свердловского академического театра драмы был переполнен зрителями. «Коллектив единомышленников, объединенных жаждой творческого созидания, причем только двое из них имеют специальное образование,  – пишет в то время музыковед, критик музыкального театра, кандидат культурологии, преподаватель, заместитель ректора по связям с общественностью Гуманитарного университета Наталия Валерьевна Курюмова. – Другие еще полтора-два года назад не предполагали, что сцена и танец станут их главным занятием, и не имеют профессиональной подготовки. Ситуация (учитывая сложный жанр, в котором работает театр) щекотливая, способная вызвать сомнения относительно соответствия возможностей группы ее целям. Но, как мне кажется, художественное качество ее новой работы этих сомнений не подтверждает. «Танцы» – коллектив вполне профессиональный и серьезный».

К ней присоединяется и заслуженный работник культуры Российской Федерации, журналист Юлия Матафонова: «Новому театру свойственен хороший вкус и умение соединить воедино музыку, пластику, сценографию во имя решения художественных задач. Театр «Провинциальные танцы» — это еще и красивое зрелище».

Уже в 1992 году дуэт танцовщиков театра Татьяны Машьяновой и Рената Хасбатова получил гран-при V Международного конкурса танца в Париже. Бонусом, прилагавшимся к награде, стали поздравления от одних из самых известных танцовщиц России — Галины Улановой, приглашенной на конкурс в качестве члена жюри, и Маий Плисецкой, находившейся в те дни в Париже.

Следующей ступенью на пути уже к мировому признанию стало участие коллектива в American Dance Festival в США в 1993 году, где екатеринбургские танцоры взаимодействовали с зарубежными: обменивались опытом, экспериментируя, пробуя, занимаясь тренингами и этюдами, давая дыхание творческому синтезу. «Мне казалось, что кто-нибудь из них обязательно выпрыгнет из окна, — комментировала знакомство с «Провинциальными танцами» декан фестиваля Марта Майерс. — Они просто физически убивают себя. Их игра, эмоциональность несравненна, от них захватывает дыхание. Успех превзошел все наши ожидания, раньше считалось, что Россия — это несерьезно. Там не было школы современного танца, сейчас же мы видим, что она есть».

С 1993 года театр «Провинциальные танцы» — это группа единомышленников, где спектакли ставили хореографы Татьяна Баганова и Наталья Широкова. Свой собственный неповторимый пластический и художественный почерк театр начал формировать к 1998 году, когда появились такие спектакли как «Свадебка» и «Мужчина в ожидании». С этого момента также возникают взаимоотношения «хореограф —лидер — труппа». Ведущим постановщиком становится Татьяна Баганова, которую называют лучшим российским хореографом в жанре contemporary dance.

«Провинциалы» продолжают совершенствоваться и в дальнейшем, ставя новые и новые спектакли. На сегодняшний день у коллектива пять «Золотых масок»: четыре из них получены за спектакли «Свадебка», «Кленовый сад», «После вовлеченности. Диптих. Часть II», «Песня не про любовь». Пятая вручена Татьяне Багановой в номинации «лучший спектакль в современном танце» за «Весну священную», поставленную хореографом в Большом театре в 2014 году.

В 2010 году театр становится муниципальным. С 2012 года «Провинциальные танцы» основывают проект-лабораторию  [ТАНЦКРИПЦИЯ], ориентированную на всех: профессионалов, любителей, начинающих. Также проект дает возможность приглашенным хореографам в экспресс-режиме создавать постановки с труппой театра, продолжая традиции обмена опытом.

Беспрестанно совершенствуясь в искусстве танца, ставя новые спектакли, труппа активно занимается и просветительной деятельностью. «Провинциальные танцы» основали небольшую школу-студию для детей разных возрастов, вмещающую в себе камерное пространство с двумя залами для танцевальных занятий и одним — для вокала. Также «провинциалы» адаптируют некоторые из своих спектаклей под детскую аудиторию, считая это направление одним из важнейших направлений для формирования своей будущей публики.

В 2017 году артисты театра современной хореографии стали участниками фестиваля «Синяя птица-инклюзив» Первого открытого фестиваля юных талантов в области инклюзивного творчества. Работая с детьми с инвалидностью и помогая их творческому самовыражению в танце, актеры подготовили миниатюру к кульминационной точке фестиваля — гала-концерту. В процессе важный опыт приобрели не только ребята, но и сами танцоры. Наблюдая за движением своих подопечных, артисты учились новому ощущению собственного тела.

Творческий синтез — одно из основных направлений театра. В разное время с коллективом работали хореографы: Александр Пепеляев («#коппелия_бот»), итальянец Вальер Маттеини («Макбет. История любви»), нидерландец Риедон ван ден Берг («Так долго, как это потребуется»), француз Фабрис Ламбер («После нас») и другие. Также труппа работала в коллаборации с Театром  юного зрителя, Инженерным театром «АХЕ» и Государственным академическим Большим театром России.

Итальянка Кьяра Ферралья сотрудничала с театром в течение года, выступив в качестве хореографа-постановщика репертуарного спектакля «Так долго, как это потребуется», и танцевала во всех постановках с августа 2016-го по декабрь 2017 года. Мексиканец Себастьян Сантамария Барахас также стал неотъемлемой частью труппы и исполнил одну из главных парий в спектакле «Макбет. История любви».

В 2017 году театр «Провинциальные танцы» принял участие в оратории «Огни Урала», входящей в состав перформанс-платформы IV-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Оратория рассказывала историю становления заводов уральского региона.

 

За время своего существования коллектив «Провинциальных танцев» поставил 30 спектаклей и программ миниатюр, представленных в 53 городах 19 стран. Среди них — множество сайт-специфик проектов, позволяющих коллективу, а вместе с ним и зрителю, выйти за рамки привычного существования. Горожане всегда с удовольствием ждут новых спектаклей «Провинциалов», а проекты с их участием неизменно собирают полные залы.

Фотографии предоставлены Театром современной хореографии «Провинциальные танцы»

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры