Поиск по сайту

18 Апреля 2018

Победителей – судят?

Премьера оперы «Греческие пассионы» в Екатеринбургском театре оперы и балета


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

19 апреля Екатеринбургский театр оперы и балета представит очередную громкую премьеру – музыкальную драму «Греческие пассионы» на музыку и либретто чешского композитора Богуслава Мартину по роману Никоса Казандакиса «Христа распинают вновь». По задумке театра, спектакль завершает трилогию, начатую в 2014 году оперой «Сатьяграха» Филиппа Гласса и продолжившуюся «Пассажиркой» Моисея Вайнберга в 2016-м.

Все три спектакля объединяет немаловажная для имиджа уральской оперы деталь: и «Сатьяграха», и «Пассажирка», и «Греческие пассионы» являются первыми постановками в России; а также над всеми тремя операми работала одна и та же постановочная команда: главный дирижер театра Оливер фон Дохнаньи и британский режиссер-постановщик Тадеуш Штрассбергер. В работе над «Греческими пассионами» принимает участие и новое в театре лицо – британский художник по костюмам Кевин Найт.

Несмотря на ряд похожих черт, именно «Пассионы» директор Оперного Андрей Шишкин называет «самым масштабным проектом в истории театра». Это неслучайно – взять хотя бы историю создания спектакля, подробнее о которой можно прочитать здесь. Впрочем, даже если не рассматривать широчайшую канву, в которую вплетено кульминационное событие – непосредственно премьера оперы – слово «масштабный», пожалуй, возникнет в уме каждого зрителя, пришедшего в Екатеринбургский театр оперы и балеты на показы «Греческих пассионов».

Деревушка Ликовриси где-то в Греции, около ста лет назад. Знакомая сцена Оперного преображена до неузнаваемости: стены цвета светлого камня, высокий потолок с гигантскими деревянными балками, массивные грубоватые столы, за которыми сидят жители деревни в продуманных до мелочей костюмах. Градус достоверности зашкаливает: сценограф и художник по костюмам «Греческих пассионов» Кевин Найт потрясающе передает атмосферу эпохи и места, в которых развивается основная сюжетная линия.

Сюжет, к слову, необыкновенный. Либретто оперы написано по роману греческого писателя Никоса Казандакиса «Христа распинают вновь» и представляет собой рассказ о пастухе Манольосе (Евгений Крюков), которого старейшины и отец Григорий (Александр Краснов) выбирают на роль Иисуса Христа в мистерии Страстей Христовых – должна разыграться в Ликоврисии в канун Пасхи. Набожный Манольос относится к роли со всей серьезностью и ответственностью, которые в череде искушений и непростых испытаний превращаются едва ли не в одержимость, что, в конце концов, губит главного героя.

Сюжет оперы развивается по аналогии с сюжетом мистерии Страстей Христовых, репетируемой в Ликоврисии. Распределяя роли, отец Григорий словно намечает героям «Греческих пассионов» их дальнейшую судьбу: вдове Катерине (Наталья Карлова) уготован удел Марии Магдалины, ее любовнику Панайту (Виталий Петров) – Иуды, торговцам Яннакосу (Владимир Чеберяк) и Михелису (Юрий Волков) – апостолов Петра и Иоанна. Невозможно не увидеть черты сходства и между пастухом Манольосом и образом Иисуса Христа. Появление в деревне беженцев, вынужденных покинуть родные земли из-за войны с турками, лишь подстегивает развитие событий, в которых Манольос заступается за слабых, отрекается от искушений и становится изгоем, Катерина и «апостолы» поддерживают его, а противники во главе с отцом Григорием и Панайотом-Иудой обвиняют в ереси и отлучают от церкви.

Благодаря замечательному переводу Софьи Аверченковой английского либретто на русский язык у зрителей есть возможность, не отвлекаясь на экран с субтитрами, полностью погрузиться в атмосферу спектакля, в котором ярко-жизнерадостные сцены (распределение ролей в мистерии, репетиции, свадьба бывшей невесты Манольоса Леньо и пастуха Никольо) сменяются мрачными, жуткими, подчас кошмарными – вот мы видим страхи главного героя, являющиеся ему во сне в образах отца Григория, вдовы Катерины и невесты Леньо, а вот терзаемый ими Манольос протыкает ладонь, оставляя кровоточащую рану, словно приближающую героя к распятому на кресте Иисусу. Невероятно мощная кульминация рождается в смешении несовместимых, казалось бы, сцен: свадьба Леньо и Никольо, разгар веселья, окончание разудалых танцев – и в общую фотографию, на которой еле помещаются все жители деревни, тяжело передвигая ноги, волоча за собой основание креста, вступает Манольос с окровавленными руками и лицом… Картина поистине жуткая и заставляющая задуматься о том, сколь, в сущности своей, мал и беспомощен человек, попавший в водоворот обстоятельств, противостоящий гигантской махине общественного мнения…

Темой, объединяющей «Сатьяграху», «Пассажирку» и «Греческие пассионы», создатели оперной трилогии называют «непротивление злу и победу человека над обстоятельствами». Но можно ли считать победой исход истории несчастного Манольоса? Ответить на этот вопрос сможет далеко не каждый зритель, а ответить однозначно – пожалуй, и вовсе никто. Однако зернышко сомнения в том, является ли финал однозначным проигрышем, появляется. И это сомнение – безусловно, самое ценное, что дает екатеринбургскому зрителю масштабная во всех смыслах опера «Греческие пассионы».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга