Поиск по сайту

24 Апреля 2018

Исповедь натурщицы

«Лолотта» в ЦСД: рецензия на спектакль


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Рассказываем о двойном театральном дебюте: первой режиссерской работе Алисы Кравцовой по первой пьесе Анны Матвеевой.

Слоган спектакля гласит: «Есть лица, которые невозможно забыть, этой мамзельке досталось именно такое». Под «мамзелькой» имеется в виду Лолотта – юная особа, перебравшаяся из парижских предместий на Монмартр и попавшаяся на глаза Амедео Модильяни – тоже юному и безвестному. Модильяни написал ее портрет, но остался недоволен: слишком красиво! Их пути разошлись: художник писал картины, оттачивал свой стиль и впадал в пучину алкогольно-наркотического безумия, а «мамзелька» выживала, как могла, крутила романы, порой не с одним мужчиной за раз, но о Модильяни не забывала и портрет его хранила.

Спустя много лет, в 1989-м, репродукция этого портрета попала в руки уральского писателя Анны Матвеевой. Репродукция была напечатана в журнале «Крестьянка». «Мне сегодня тебя прислали», – сказала Анне ее подруга. «Я, конечно, девушка немолодая, но не настолько, чтобы успеть спозировать Модильяни», –  позже шутила Матвеева, однако внешнее сходство было поразительным: те же черты лица, тот же наклон головы, разве что волосы у парижской красавицы были огненно-рыжими, а у уральской – темными.

Спустя еще много лет, в 2016-м, Анна Матвеева выпустила сборник рассказов «Лолотта и другие парижские истории». Центральное произведение сборника как раз рассказывало историю художника и натурщицы. Жизнь Лолотты автор придумала сама: «Я о ней ничего не знала кроме того, что рассказал мне художник. Вся эта история выдуманная, но все это вполне могло быть. В ней есть художественная правда».

Два года спустя в Центе современной драматургии запустили проект «Самостоятельность». Суть такова: актеры сами выбирают, какой текст играть, сами делают постановку. Звезда уральской театральной сцены Алиса Кравцова решила обратиться к Анне Матвеевой за советом: какой текст взять? Любой современный автор вынужден быть пиарщиком своих произведений, и Анна порекомендовала свою «Лолотту». Кравцова согласилась, и Матвеева написала по мотивам повести пьесу – первую в своей жизни. Позже была читка в Москве, на которой Анна поняла, что попала в яблочко: Алиса Кравцова – настоящая Лолотта. На роль Модильяни идеально подошел Антон Бутаков – молодой, красивый, высоченный. Состав дополнил Алексей Чувашов – молодой актер сыграл священника, которому исповедуется Лолотта, и, по совместительству, проявил себя как человек-оркестр.

«Новый ребеночек ЦСД, странный, непонятный, но безумно искренний, безумно добрый, безумно смешной и настолько же безумно грустный. Маленький, уютный, но все же трешовый спектакль», – так о «Лолотте» отзывается Антон Бутаков. Вся гамма перечисленных им эмоций видна в спектакле с первых же минут. Начинается «Лолотта» с того, что Алиса Кравцова выходит к зрителям и бесхитростно выкладывает историю создания спектакля: дескать, написала я Анне, она посоветовала Лолотту, предложила взять Бутакова, я сначала ревновала, хотела делать моноспектакль, но потом все сошлось. К ее рассказу подключается Бутаков, Чувашов берет аккорды на электропианино… Чуть позже артисты все-таки войдут в свои роли, но «четвертая стена» останется сломанной на протяжении всего спектакля. Модильяни-Бутаков будет задавать зрителям загадки: «Кто такая зеленая фея? А кто такой призрачный принц?» (ответы – абсент и гашиш). Лолотта-Алиса покажет свой любимый момент из биографического фильма «Модильяни». Словом, в своем дебютном спектакле Кравцова творит в свободной форме.

На протяжении часового действа перед зрителем разворачиваются две истории, две параллельные линии, которые, вопреки всем законам, пересеклись. Кравцова ведет линию Лолотты. Нагловатая, несколько прижимистая, но все же очаровательная провинциалка живет за счет любовников и пытается скопить деньги на хорошую жизнь. Годы идут, а надежды на эту самую хорошую жизнь постепенно тают. Обо всем этом мы узнаем в форме горячей лолоттиной исповеди священнику. Тем временем Модильяни переживает творческие озарения, меняет женщин, но остается верен зеленой фее и призрачному принцу – словом, разыгрывает классический сюжет рок-н-ролльного самоубийства (а кем был Модильяни, как не Джимом Моррисоном своего времени?). Что объединяет этих двух столь непохожих друг на друга людей? Страсть Модильяни к лицам – и, соответственно, незабываемое лицо Лолотты. Случайная встреча меняет их судьбы. Как именно – спойлерить не будем: эту историю стоит узнать и пережить самому, как в бумажном, так и в сценическом вариантах.

К слову о вариантах: в отличие от книжной версии, в театральной отсутствует «современный» временной пласт, история психолога, повстречавшего женщину, как две капли воды похожую на Лолотту. Однако современность прорывается в сценическое действо: Лолотта зачитывает рэп, Модильяни устраивает стенд-ап-шоу, в котором прикалывается над другими парижскими художниками того времени, на большом экране позади актеров мелькают отрывки из современных клипов, а когда героиня начинает рассказывать о темных моментах своей интимной жизни, позади нее и вовсе возникает печально знаменитая Диана Шурыгина. Как и говорил Антон Бутаков, странности и трэша в этом спектакле хватает – но и искренности тоже. Играют артисты, как и заведено у учеников Николая Коляды, страстно, эмоционально, на разрыв, роли сидят на них безупречно, узнаваемая матвеевская письменная речь звучит органично, а сама история, несмотря на исторический флер, получается вполне актуальной: суровая жизнь, преданность искусству и случайные встречи, которые меняют все – хоть на Монмартре, хоть и на улице Ленина.

«Лолотта всегда со мной», – говорит Анна Матвеева, готовящая к выходу книгу «Картинные девушки» – на этот раз невыдуманные истории о натурщицах великих художников. Созданная ей «Лолотта» обрела новую жизнь на сцене: скоро спектакль отправится на небольшие гастроли, и хочется верить, что его ждет счастливая театральная судьба. Есть лица, которые невозможно забыть – у этой постановки именно такое лицо.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга