Поиск по сайту

26 Апреля 2018

Евгения Умникова: «Культурный Екатеринбург невозможно представить без Театра юного зрителя»


Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Больше года назад, 1 февраля 2017 года, на общем собрании коллектива Екатеринбургского театра юного зрителя был представлен новый директор Евгения Леонидовна Умникова. С тех пор прозвенело немало театральных звонков, в ТЮЗе случилось немало событий и перемен, о которых мы и поговорили с Евгенией Леонидовной. Не обошлось без размышлений о роли директора, внутренней свободе и грядущем 90-летии театра.

— Евгения Леонидовна, несколько лет назад мы беседовали со Светланой Николаевной Учайкиной, на тот момент – директором Екатеринбургского ТЮЗа. И задали ей вопрос, который хочется задать теперь и вам: какова роль директора театра? Какова сверхзадача и в чем состоит повседневный труд?

— Для меня этот год особенный. Новая сфера деятельности, много неясного, но очень интересного. Буквально прохожу школу театрального менеджмента и маркетинга в теоретическом и практическом направлениях. Погружаюсь в сферу, историю ТЮЗа, общаюсь с коллегами по цеху, посещаю другие театры и так далее.

Каждодневная работа директора: обеспечивать функционирование театра без проблем, в штатном режиме, а также поддерживать партнерские отношения со множеством организаций. В ТЮЗе служат 200 человек, его посещают в течение года более 140 тысяч зрителей. Все перечисленное — скорее функции. Миссия же гораздо сложнее, ответственнее. Театр оказывает удивительное воздействие, он обладает магией — и нам необходимо сохранять традиции, среду, атмосферу, но при этом видеть, выстраивать перспективу движения. Это непросто…

Через два года театр будет отмечать свое 90-летие. Мы продолжим историю, поставим новые интересные спектакли, станем участниками различных фестивалей. Ресурсы все у нас есть, труппа профессиональна, среда высокопрофессиональна – нужно соответствовать!

— Вы десять лет занимали пост начальника Управления образования Администрации города Екатеринбурга. С позиции нынешней должности можете сравнить работу чиновника и директора?

— Много лет я с удовольствием подходила к зданию Администрации города, сейчас с любовью и радостью подхожу к зданию театра! В работе чиновника и директора есть общее – это ответственность, самоорганизованность, требовательность. Отличий много! Новая для меня сфера культуры оказалась совершенно открытой, необыкновенно творческой, здесь бесконечно что-то придумывается и происходит, причем все это направлено на радость, удовольствие людей.

Сейчас, безусловно, ощущение большей свободы, творчества; я переживаю период открытия новых людей, пространств, миров.

— До того, как возглавили ТЮЗ, вы считали себя театральным человеком?

— Отнесла бы себя к категории любителей театра – тех, кто обязательно посещает премьеры в театрах Екатеринбурга, ходит на гастрольные спектакли. Всегда особенно любила постановки Театра музыкальной комедии, Театра оперы и балета.

— С ТЮЗом вас связывают больше детские или взрослые воспоминания?

— С ТЮЗом — «с детства и на всю жизнь!» Я родилась и училась в Нижнем Тагиле, была постоянным зрителем драматического театра, а в ТЮЗ нас часто организованно привозили школьные педагоги. Затем, в 1977 году, когда новое здание театра готовится к открытию, я в числе студентов исторического факультета бывала на субботниках. Затем регулярное посещение спектаклей ТЮЗа в качестве мамы, учителя, директора школы; были также совместные проекты Управления культуры и Управления образования. Мне кажется, каждый житель Екатеринбурга непременно бывает в Театре юного зрителя в детстве и, надеюсь, продолжает приходить сюда, будучи взрослым, уже со своими детьми.

— Как вас, нового директора, встретил театр с многолетней историей, сложившимся большим коллективом, своим зрителем и атмосферой?

– В театре я встретила открытых, ответственных, творческих людей — прекрасную активную труппу, серьезных специалистов. Сложившийся коллектив бережно сохраняет добрые традиции ТЮЗа. Первое впечатление – большое желание каждого рассказать о театре, его истории и событиях, людях, служивших в разные периоды, актерах, режиссерах, постановках. Отдельные воспоминания коллег — о периоде реконструкции и капитального ремонта.

Еще театр встретил активной работой. В то время проходила подготовка премьерных спектаклей «Золушка», «Незнайка на Луне», организовывались гастроли в Севастопольский академический русский драматический театр имени А.В. Луначарского… И мы уже вместе, с оптимизмом, стали реализовывать намеченное, строить планы на будущее.

— Что вы на данный момент считаете главным достижением ТЮЗа?

— Культурный Екатеринбург невозможно представить без ТЮЗа. Все 88 лет он верой и правдой служит своему зрителю, который отвечает своей любовью и преданностью. Многие спектакли вошли в театральную историю: «Каштанка» в постановке Вячеслава Кокорина, «Русалочка» Романа Феодори, «Принц из замка Депо» Екатерины Гороховской, «Бременские музыканты» Владимира Рубанова и другие, любимые и востребованные нашими зрителями постановки. И, конечно, особая страница в культурной жизни города — фестиваль «Реальный театр», который уже готовится к своему 30-летию.

Достижение ТЮЗа – в сочетании традиций и новаций. Это театр многих поколений, который по-прежнему юн.

— Екатеринбургский ТЮЗ очень долго искал претендента на пост художественного руководителя. Какие у вас на сегодняшний день впечатления от назначения Григория Алексеевича Лифанова?

– В 2015 году Григорий Алексеевич поставил в ТЮЗе спектакль «Шли девчонки по войне», затем привез на гастроли Севастопольский театр, выпустил спектакль «Э!..» — фантазию на тему комедии Гоголя «Ревизор». И после долгих сомнений принял предложение возглавить труппу.

Григорий Алексеевич выстроил репертуарный план на ближайшее время, обозначил перспективы юбилейного 2020 года. В театре побывало несколько режиссеров, во время визитов которых прошли мастер-классы и кастинги по возможным постановкам. Анна Гусарова, актриса Театра Наций и кино, режиссер, начала работу над спектаклем «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннеси Уильямса, премьера которого состоится в июне. Началось сотрудничество с Ксенией Кузнецовой, преподавателем ВГИКа имени А.С. Герасимова, режиссером театральных и кинопроектов, которая занялась постановкой «Евгения Онегина» — премьера состоится в начале следующего театрального сезона. В ближайшее время ожидаем встречи с режиссерами Василием Сениным, Сергеем Землянским, Георгием Цнобиладзе, Еленой Невежиной.

Сейчас мы запускаем новый проект Григория Алексеевича – театральную лабораторию по подготовке помощников (ассистентов) режиссера под руководством Анны Гусаровой. Проговариваем еще несколько интересных проектов и, конечно, новые постановки.

Кроме того, Григорий Алексеевич определил возможность участиях в фестивалях 2018 года. ТЮЗ уже приглашен на фестиваль «Постефремовские пространства» со спектаклем «Э!..», Международный театральный фестиваль «Земля. Театр. Дети» со спектаклем «Каштанка», поступило приглашение принять участие во Всероссийском театральном фестивале «Свет лагерной рампы» со спектаклем «Шли девчонки по войне».

— Планы действительно очень воодушевляющие! Если объединить их в некую глобальную тенденцию, то, как бы вы сказали, к чему стремится ТЮЗ в канун своего 90-летия?

— Мы все так же хотим оставаться театром «с детства и на всю жизнь». Хотим, чтобы у каждого нашего зрителя появился свой любимый артист, герой, спектакль. Хотим видеть в полных залах эмоции: и смех, и слезы. Если видим – значит, театр делает свое дело: приносит радость, воспитывает, пробуждает и развивает! Мы достаточно амбициозны: хочется признания публики, строгих критиков, жюри значимых конкурсов. Вот в таком направлении мы идем.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга